Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Медуза Горгона как архетип поврежденной женственности


Источник:
https://www.b17.ru/article/160437/

Автор:
Квитко Екатерина Григорьевна


Медуза Горгона как архетип поврежденной женственности
Медуза Горгона. Анализ мифа.

Любой миф многослоен. Я не тешу себя надеждой, что в мифе о Медузе Горгоне мне доступны все скрытые смыслы, однако о некоторых я расскажу.

Эта история начинается с насилия. Красивая девушка Медуза приглянулась Посейдону, но чувств последнего не разделила.
Посейдон с отказом не смирился и воспользовался правом силы , причем не где - нибудь, а в Храме Афины.

Афина разозлилась и со всей присущей богине мудрости адекватностью обрушила гнев свой не на похотливого дядю, а на беззащитную девушку , которая прибежала в ее храм, надеясь на помощь.
Афина превращает Медузу в хтоническое чудовище Горгону, обращающее все живое в камень.

Часто о своей привлекательности подросшие девушки узнают через обратную связь мужчин в виде конкретного физического интереса.

Как с этим обращаться, молодые женщины еще не очень понимают. В зависимости от личностных склонностей выбирается стратегия поведения. Если, к примеру, близок архетип Афродиты или Персефоны, срабатывают другие сценарии.

Ели же основными переживаниями оказываются стыд или чувство неловкости, тогда девушки пытаются спрятать свою сексуальность , прикрыть "доспехами", им ближе и безопаснее оказывается архетип Афины. Они в каком-то смысле ищут в нем защиты.
Не находят.
Происходит какое-то травмирующее событие, связанное с насилием, причем не обязательно физическим, психологического тоже может оказаться достаточно для активации мифа.

Афина обвиняет Медузу и проклинает. На внутреннем поле - это отвержение пострадавшей части и травматического опыта.

Отвергающая и перекладывающая всю ответственность и вину на жертву женская фигура может присутствовать не только во внутреннем поле мифа, но и во внешнем.
Это та история, когда отчим/сожитель (реже отец или посторонний мужчина) домогается или совершает насильственные действия, а мать обвиняет дочь, мол сама виновата, "хвостом" перед ним крутила, и т.д.

Медуза становится чудовищем.
Взгляд, превращающий живое в камень - это невозможность контакта. Часть психики оказывается настолько повреждена, что просто его не выдерживает.
Порушенные границы (а они в истории с насилием всегда такие) вынуждают Горгону постоянно защищаться - она без предупреждения превращает в камень, не позволяя подойти.
Любые подобные попытки встречают агрессию. Делается все, что бы желание приближаться пропало.
Гоня от себя всех, она остается наедине со своей болью, гневом и бессилием, но только избегание контакта позволяет ей не встречаться с глубоко похороненной внутри травмой.

Что бы в этой истории что-то поменялось нужен Другой.

В мифе это Персей.

Он по какой-то своей мотивации берется убить Горгону.
На момент так сказать знакомства с Медузой Персей успел получить определенный опыт ( поучаствовал в гекатомбе, потусил с грайями , толпой богов и проч.) и развил важные навыки.

Он обладает спонтанностью (крылатые сандалии), гибкостью (волшебная сумка) и психологически устойчив (шапка-невидимка).

Ключевым элементом в его взаимодействии с Медузой является зеркальный щит. С его помощью он может видеть Горгону, но не "каменеть". Таким образом он оставляет Медузе ее право на злость, на желание уничтожать, на ее боль. Это очень важный момент.

Персей не пытается установить контакт в лоб (это невозможно, т.к. причиняет невыносимую боль), а постепенно выстраивает связь, не разрушаясь и не разрушая.

Что бы внутренняя трансформация произошла, необходима достаточно прочная эмоциональная близость - лишь когда Персею с помощью крылатых сандалий (гибкости) удается подойти достаточно близко, он отрубает Медузе голову.

Это символизирует отказ от старых способов взаимодействия и от попытки все тотально контролировать. Отделенная голова - разрешение на спонтанность себе и миру. Хтоническое чудовище - травмированная часть личности умирает/трансформируется.

Медуза Горгона как персонаж исчезает.

Это означает, что личность больше не в плену мифа и вольна сама строить свою судьбу.

Кровь Медузы становится живой и мертвой водой - гармоничный баланс внутри. После смерти у нее рождаются дети: Пегас и Хрисаор. Пегас - творческая спонтанность, а вместо неуправляемой разрушающей силы (обращающего в камень взгляда) появляется новая, взятая под контроль - воин-великан Хрисаор с золотым мечом.

Конечно, миф о Медузе - это во многом очень мужеско-женская история, но "Персеем" может стать и кто-то еще( подруга/ друг/ терапевт).

Для успешной работы с женщинами, находящимися в плену архетипа Медузы Горгоны основной стратегией в терапии является постепенное (гомеопатическими дозами) установление контакта и прочной связи для создания достаточно безопасного пространства, что бы встреча с травмой и ее последующая трансформация стала возможна. От терапевта потребуется устойчивость, что бы выдерживать гнев, отвержение и обесценивание.

После Медузы остается отрезанная голова, которая сохранила способность превращать в камень.
Она тоже является символом, но это уже другая история.

______________________

https://psysovet.ru/articles/507

Архетип Медузы Горгоны - застывшей любви и женственности
автор: Анна Синицына

Имя Медузы Горгоны давно стало метафорой такой женской стороны, которая характеризуется злостью, бесчувственностью, коварством, хладнокровием, не красивой и не приятной стороны женского.

Медуза Горгона известна большинству как чудовище со змеями вместо волос, от взгляда которой каменеет всё живое. Образ ужасной женственности воплощен в ней и перекликается с такими сказочными персонажами как Бабя Яга, Снежная Королева, Ведьма, Дракон.

Все эти героини находятся на задворках миров: в далёкой пещере, в заколдованном лесу, на окраине королевства, в замороженной стране как и не «красивая» сторона женского оказывается на «задворках» психики, не выставляется напоказ, прячется в глубинах бессознательного, в тени. Откуда же происходит эта зловещая часть женского и гранью какого комплекса она является?

Медуза Горгона не всегда была ужасным чудовищем, убивающим всё живое. Она рождена прекрасной златовласой морской титанидой, самой красивой из трёх дочерей титанов Кето и Форкия. Свободная и прекрасная Медуза вместе со своими сёстрами жила в морской стихии, не зная бед. Драма Медузы начинается тогда, когда в неё влюбляется Посейдон и берёт её силой в храме богини Афины. Афина, разгневанная тем, что её храм осквернен, беспощадно наказывает именно Медузу, так как не властна над Посейдоном. Афина не только превращает прекрасную титаниду в чудовище со змеями вместо золотых волос, но и помогает Персею убить её, прячущуюся в пещере.

Прекрасная часть женского жила в Медузе Горгоне до её встречи с Посейдоном и Афиной. Жизнь в морских просторах можно сравнить с эмоционально-чувственной стороной психики. Находясь в контакте с ней можно быть раскрепощенной, не связанной страхами, свободной в проявлениях чувств — это состояние любви, доверия, «девственности» психики, когда красота, женское очарование свободно выражаются и предъявляются. Богиня любви Афродита и Медуза Горгона изначально связаны одной стихией — водой, они обе рождены в ней и обе являются состоянием прекрасной женственности и любви. По сути, Медуза Горгона — это ипостась Афродиты, отщеплённая в результате насилия, которая становится частью комплекса застывшей любви и женственности.

Комплекс Медузы переживается как затруднение в проявлении чувств и одновременно как сильное желание любить и доверять, что часто не осознаётся. Он встречается и у мужчин и женщин, страдающих от отсутствия отношений или их регулярного разрушения. Человек с комплексом Горгоны «убивает» любовь своей эмоциональной холодностью, отстранённостью, безразличием к своим переживаниям и чувствам партнёра. Этот комплекс выражается в избегании глубоких эмоционально-чувственных отношений с другим. Так как он характерен для патриархального мира, то не редко звучит в гомофобии, когда отвергнутое женское обретает форму преувеличенного мужского, когда чувственность, эмоциональность обесценивается и проецируется на другого как нечто ужасное. Комплекс Медузы всегда есть в войнах, где человеческое приносится в жертву «окаменевшим идеям». «Горгона войны» убивает прежде, чем может состояться контакт и компромисс.

Юнг писал, что противоположностью любви является безразличие. В хладнокровии Медузы находится нелюбовь как окаменевшая любовь. Крайние формы существования в психике комплекса Горгоны — это психопатическое безразличие к другому, приводящее к насилию в различных видах. Этот комплекс может охватывать целые поколения, государственные системы, в которых человеческая жизнь не представляет ценности.

Но как и любой комплекс начинается с травмы, так и миф о Горгоне начинается с трагедии. После встречи с Посейдоном, которого влечёт красота и свобода юной титаниды, Медуза сталкивается с насилием, которое меняет её на полную противоположность. А в результате отвержения Афиной, её травмированная женственность навсегда оказывается в оковах. Медуза Горгона становится ужасным хладнокровным чудовищем со змеями вместо волос, с покрытым чешуёй телом, острыми когтями и взглядом, превращающим в камень всё живое.

Такой «встречей с Посейдоном» в психике может стать тяжелая травма, после которой любовь и женственность подавляются и будто застывают внутри в виде комплекса Горгоны. Этот архетипический комплекс разворачивается особенно ярко, если человек в детстве пережил опыт эмоционального и физического насилия, отвержения, жил в атмосфере безразличия, холодности, в которой не было достаточно места безопасному проявлению чувств. В самых тяжелых случаях — это опыт физического и сексуального насилия, который становится серьезным препятствием доверию и выражению любви в дальнейшем. И тогда любовь в душе существует не как живое переживание, а как застывший образ — архетип. Встреча с аффектом значимого другого, связанного с насилием, как встреча с Посейдоном или же с холодной отвергающей Афиной превращают любовь ребёнка в ужас и страх, а внутрипсихическую Афродиту в Медузу Горгону.

Пара Посейдон-Афина представляют разные стороны препятствия на пути любви. Посейдон — сильный аффект, не поддающийся контролю Эго, существующий во внутреннем мире как неуправляемый гнев, способный всё разрушить. А подавляющая Афина заключается в страхе перед наказанием за проявление чувств и эмоций. Цикличность этого комплекса состоит в том, что любовь может быть выражена только в виде гнева, который её убивает прежде, чем она появится. Как взгляд Горгоны превращает в камень всё живое до контакта с ним.

Посейдон вносит в этот комплекс раскол, а Афина запирает женское в оковы ужасного. Сама Афина, являясь богиней — девственницей, символом мудрости, представляет собой другую грань женского в психике, которая не предполагает чувственной спонтанности, эмоциональной свободы и женского соблазнения. Она сама лишена их, рожденная из головы Зевса, обреченная быть дочерью Отца и поддерживать его иерархию, порядок, законы, его патриархальный мир. Можно предположить, что Афина и Медуза являются в психике конкурирующими, часто взаимоисключающими качествами женского. Мудрость и сдержанность Афины более характерны для современной патриархальности, чем свободная чувственность Медузы. Интересно, что Афина хочет получить голову Медузы как трофей от Персея, чтобы носить её на своем щите. Это может символизировать силу, заключенную в «ужасной» стороне женского, которая является и убийственной и содержащей энергию одновременно, отвергаемую патриархальным миром и так необходимую ему.

Драма Медузы развивается по сценарию трансформации, преобразования одного в другое, рождения нового. После отрубания головы Медузы Горгоны Персеем, её кровь приобретает качество живой и мёртвой воды, которую первый мифологический врачеватель Асклепий использует для лечения людей. Из её тела вылетает крылатый конь Пегас, ребенок Медузы и Посейдона - дух творческой свободы. Персей с помощью головы Медузы спасает свою возлюбленную - прекрасную Андромеду, прикованную к скале. Афина же получает трофей, который потом носит постоянно на своём щите — голову Медузы Горгоны — теневую часть патриархального мира.

Как в этом мифе, так и в психике энергия не исчезает. Она преобразуется. Эта горгонья, ведьменьская часть женского, порождающая страх и ужас, холодная и беспощадная несёт в себе огромную энергию застывшей любви. Однако, это самый не лёгкий путь любви, который можно себе представить. Ведь взгляд Медузы, от которого всё становится окаменевшим исключает возможность контакта. Только тогда, когда Персей получает от Афины зеркальный щит, чтобы избежать взгляда Медузы, он отрубает голову ужасной Горгоны и происходит преобразование.

Эта новая травма, которая отделяет голову Горгоны от тела, даёт возможность родиться новому . Но сделать это очень не легко. Нужно не смотреть в глаза Медузе, но видеть её, приблизиться, но оставаться невидимым — такая задача стоит перед героем или Эго на пути трансформации окаменевшей женственности. Насколько смелым и гибким должен быть внутренний герой, чтобы решиться на эту схватку. Осторожный контакт, невидимое приближение, медленно возникающая близость разрушают горгонью часть психики, трансформируя её в новые качества.

В результате сложного и долгого взаимодействия Эго с теневым бессознательным, внутрипсихическая Медуза Горгона может трансформироваться в творческое начало (Пегас), исцеляющую силу противоречий (живая и мёртвая вода), прекрасную женственностью (спасенная Андромеда) и ставшую видимой для сознания теневую часть патриархального мира (голова Горгоны на щите Афины).

И путь этот идёт через «отрубание головы» или потерю Эго, то есть потерю прежней идентичности. Это путь депрессии, опустошенности, боли. Смерть одного психического для рождения нового не бывает безболезненным.

Сновидения, содержащие комплекс Горгоны связаны с насилием, убийством, преследованием, страхом перед змеями, неизвестными тёмными местами, обледенением, холодом, встречей с ведьмой, монстрами, вампирами и так далее.

Эти сновидения возвращают сновидца к переживанию отвержения, страха насилия, опасности контакта с другим. Развитие таких сновидений в терапевтическом процессе может происходить от полного избегания опасности к встрече с преследователем и смерти. Возвращая сновидца к переживаниям, связанных с травмой, сновидения делают попытку трансформации, которая сопровождается потерей прежних сознательных установок как «отрубание головы Горгоны» и рождением новых из бессознательного - как крылатого Пегаса и прекрасной Андромеды.

Tags: древняя греция, психология
Subscribe

Posts from This Journal “древняя греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments