Источник
(2)
Переводчик - Александр Кипар
\ Изначально данное эссе входило в сборник работ Зигмунда Фрейда «Сексуальность и психология любви». Данная работа была написана в 1922 году. Впервые это эссе было опубликовано уже посмертно в психоаналитическом журнале ИМАГО 1940 год. Оригинал был датирован 14 маем 1922, и выглядел наброском к более серьёзной работе. На английский язык текст был переведён и переиздан Джеймсом Стрейчи 1941 год. На русский язык перевод осуществлен впервые.\
Мы не часто обращаемся к интерпретации мифологических тем, но, в случае пугающего обезглавливания Медузы Горгоны, интерпретация напрашивается сама собой.
Обезглавить, а значит кастрировать. Ужас Медузы - это страх кастрации, который связан с наблюдением чего-то, чему нам, благодаря множеству проведённых анализов, известны примеры. Такой страх охватывает мальчика, прежде не расположенного к вере в опасность кастрации, который замечает окруженные волосами женские гениталии, принадлежащие, вероятно, женщине, например, его матери.
Волосы Медузы на произведениях искусства часто изображаются в виде змей, что, опять же, связано с комплексом кастрации. Примечательно, что несмотря на то, насколько пугающими они являются сами по себе, в действительности же, их функция состоит в смягчении страха, так как они замещают собой пенис, отсутствие которого и служит причиной этого страха. Что является подтверждением того технического правила, что умножение символов пениса означает кастрацию.
Взгляд на голову Медузы приводит к тому, что очевидец каменеет от ужаса. Заметьте, что тут мы снова сталкиваемся с комплексом кастрации, и разрядкой его аффекта, так как окаменение означает эрекцию. Таким образом, получается, что в такой инциденте очевидец сталкивается с неким утешением - ведь он всё ещё обладает своим пенисом, в чём он и убеждается ввиду затвердения пениса.
Афина, богиня-девственница, носила этот символ ужаса на своей эгиде. Таким образом она стала женщиной, абсолютно недоступной, отвращающей любые сексуальные желания этими внушающими ужас гениталиями Матери. Неудивительно, что среди греков, которые были в большинстве своём гомосексуальны, мы можем обнаружить изображение женщины как существа пугающего и внушающего неприязнь, ввиду её кастрации.
Если голова Медузы занимает место изображения женских гениталей, а скорее она изолирует их пугающий эффект от того, что обещает наслаждение, то нам стоит вспомнить о том, что демонстрация гениталий также известна как действие, оберегающие от беды. То, что в ком-то вызывает ужас, может быть использовано им для защиты от его врага. У Рабле мы можем прочитать о том, как Дьявол был обращен в бегство женщиной, показавшей ему свои гениталии.
Эрегированному мужскому пенису также свойственен апотропаический эффект (Apotropaic - защита от беды), но этим мы обязаны другому механизму. Демонстрировать пенис (или же любой его заместитель) значит говорить следующее: “У не боюсь тебя. Я бросаю тебе вызов. Я обладаю пенисом!”, - таков еще один способ отпугивать Злой Дух.
Для того, чтобы действительно аргументированно предоставить подобную интерпретацию, необходимо провести исследование происхождения этого отдельного символа ужаса как в греческой мифологии, так и его аналогий в других мифологиях.
_________________________________
ГОРГОНА МЕДУЗА И ФЕМИНИЗМ
https://www.byarcadia.org/post/off-with-her-head-medusa-and-feminism
Isabel Panadero
гуглтранслейт, сорри:
....Спустя много веков миф о Медузе снова и снова интерпретировался и перетолковывался. Одна из самых известных интерпретаций этой истории исходит из опубликованного посмертно эссе Зигмунда Фрейда «Голова Медузы» (Das Medusenhaupt). В своем эссе Фрейд утверждает, что акт обезглавливания и кастрации имеют много общего, сопоставляя голову с гениталиями (Медуза родила через отрубленную голову). Он утверждает, что змеи в ее волосах являются фаллическими символами, а ее способность превращать мужчин в камень имитирует мужскую эрекцию при виде женских гениталий. Следуя этой интерпретации, Фрейд помещает персонажей мужского пола в центр истории Медузы, отводя ей второстепенную роль. Медуза была там исключительно для того, чтобы помогать мужчинам в утверждении их мужественности.
Тем не менее, в течение 20 века и первых волн феминизма женщины превратили историю Медузы в рассказ о женщине, страдавшей под тяжестью патриархального общества. Мужчины всегда искали Медузу, сначала из-за ее красоты, а затем из-за славы. Она была трофеем для мужчин, чтобы обладать и хвастаться. Несмотря на то, что в некоторых оригинальных текстах утверждается, что превращение ее в монстра было наказанием, можно утверждать, что действия Афины также можно было интерпретировать как способ предотвратить ее будущую травму; превращение ее в монстра заставит мужчин перестать вожделеть ее. Однако ее вновь обретенные силы исчезают, когда Персей обезглавливает ее. Даже после смерти она используется мужчинами как объект; Персей использует ее, чтобы превратить своих врагов в камень.
Самые ранние изображения Медузы изображают ее как чудовище с бородой, с большим ртом, полным зубов, и выпученными глазами. Позже ее стали изображать женственной и красивой, идеальным воплощением роковой женщины. Этот архетип часто появляется в повествовании как соблазнительная и манящая женщина, призванная разрушать мужчин и угрожать им. Роковая женщина является доказательством того, что, чтобы соответствовать обществу, женщины должны быть женственными, послушными и покорными; гневу и сексуальному желанию нет места в женском теле. Красивая и злая женщина вовсе не женщина, а чудовище, которого следует избегать любой ценой и уничтожать как можно скорее. Медуза была могущественной женщиной, демонизированной мужским повествованием.
О мифе о Медузе написано множество феминистских эссе и книг, наиболее известным из которых является «Смех Медузы» Элен Сиксу, где она отвергает и деконструирует интерпретацию истории Фрейдом. Она утверждает, что обезглавливание Медузы руками Персея — это изображение мужчин, пытающихся заглушить женщин и лишить их способности использовать язык: «Женщина без тела, немая, слепая, не может быть хорошим бойцом. Она низведена до служанки воинствующего самца, его тени» (1976, с. 880). Она использует эту историю, чтобы побудить женщин писать и говорить, используя свое женское тело, чтобы разрушить гнетущую силу патриархального общества. Сиксу был не единственным, кто писал такое. В своей книге «Женская ярость: раскрывая ее секреты, заявляя о своей силе», авторы Мэри Валентис и Энн Девейн придают женской ярости лицо Медузы, потому что лицо разъяренной женщины должно быть самым ужасающим из всех. Феминистское движение объявило историю Медузы своей собственной, превратив ее в символ борьбы за права женщин.
Актуальность и влияние греческой и римской мифологий не исчезли. Их истории до сих пор занимают очень сильное символическое место в западноевропейской культуре. Неудивительно, что в наши дни ученые находят новые способы толкования мифов и предлагают новый урок современной жизни. История Медузы, пожалуй, одна из самых известных, ее лицо, увенчанное змеями, можно увидеть даже сегодня. Она была жертвой мужской власти над женщинами, демонизированной и уничтоженной, чтобы вписаться в мужской нарратив. Феминизм деконструировал мужское восприятие Медузы и превратил ее в мощную икону, олицетворяющую борьбу с угнетающим патриархальным обществом, которое все еще пытается заставить замолчать женский язык.
Bibliographical References
- Bowers, S. R. (1990) Medusa and the Female Gaze. NWSA Journal, 2(2), pp. 217-235. The Johns Hopkins Univerisity Press. Baltimore, United States of America. https://www.jstor.org/stable/4316018?read-now=1&refreqid=excelsior%3Ad054eed4599f5697eee826942ff5298b&seq=3
- Cixous, H. (1976) The Laugh of the Medusa. Signs, 1(4), pp. 875-893. The University of Chicago Press. Chicago, United States of America.
- Fereczi, S. [Writer] Edmonds, O. [Translator]. (1927) On the Symbolism of the Head of Medusa. Further Contributions to the Theory and Technique of Psychoanalysis. Boni & Liveright. New York, United States of America.
- Valentis, M. & Devane, A. (1994) Female Rage: Unlocking Its Secrets, Claiming Its Power. Carol Southern Books. New York, United States of America.