Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Что символизировали монеты в народных украшениях: магические обереги

Завораживающая бижутерия, о которой совсем забывают сегодня, собирая луки в стиле бохо.

Нашла на музейном сайте РЭМ огромную коллекцию фотографий разнообразных ожерелий, монисто и прочих украшений, в которых использовались монеты. Завораживающее разнообразие, удивительная фантазия разных народов.

Армянское свадебное ожерелье


Украшение наплечно-нагрудное (перевязь). Татары



Нашла на сайте Российского этнографического музея альбом
"Монеты в костюме и украшениях народов Евразии" (263 предмета)


там очень любопытная статья о символизме:


А.Б. Островский, научный сотрудник главной категории отдела этнографии русского народа, доктор исторических наук; А.В. Ратникова, научный сотрудник ведущей категории отдела специализированного хранения.

...У каждой монеты имеются метонимические свойства, обусловленные присутствием благородного (или цветного) металла и правом на участие в обмене, и свойства метафорические, связанные с символическим значением металла, геометрической формы, надписей и изображений в культуре того или иного народа.



Эти свойства сочетаются с эстетикой монеты при ее включении в конкретные контексты традиционных культур: в декор предметов вооружения, костюма, его аксессуаров, в культовую атрибутику и предметы-обереги. Монета, будучи произведением высокого профессионального мастерства, соединяет в себе красоту металла, чеканной миниатюры и надписей. Множество монет различного размера и правильной формы позволяло создавать из них разнообразные композиции в декоре костюма, производить легкий звон при движении. Металлические деньги в качестве элемента декора оказались в середине XIX века настолько востребованы, что на фабриках России, Германии и ряда других европейских стран начали производить декоративные имитации монет.

Украшение к головному убору, Македония. Сер. 19 века



В традиционной культуре многих народов монеты издавна обладали своеобразной информативной функцией: они символизировали надежность, прочное благосостояние, пожелание плодовитости. Монеты закладывали под фундамент строящегося дома, их жертвовали святому месту, оставляли у целительного источника, клали в могилу. В качестве благопожелания их помещали в сундук с приданым невесты, в ритуальный хлеб.

«Подрутник» - нагрудное украшение. Болгары (придунайские). Сер. 19 века



У казаков, украинцев, татар, а также у многих народов Поволжья, Кавказа и Сибири монеты – одна, несколько или целый набор – входили в состав нарядного женского костюма. Особенно популярны были монеты в свадебном убранстве невесты: из них делали серьги, браслеты, их включали в головные уборы, ожерелья и другие типы украшений. У народов Поволжья ряды из монет, закрепленные подобно чешуе, закрывали грудь невесты, создавая слой символической защиты.

Нагрудник, башкиры, 1-я пол. 19 века


У народов России разнообразные монеты – русские (от допетровской эпохи и вплоть до советского времени), немецкие, австро-венгерские, турецкие, арабские, китайские, украшавшие порознь или в комплексе женский свадебный костюм, символизировали достоинство невесты и ее семьи, законность и престижность заключаемого брака, пожелание прочности семейных уз и одновременно служили телесным оберегом.

Браслет, крымские татары, османские монеты, конец 19 века.



Самый востребованный контекст использования монет в традиционной культуре – женские костюмные комплексы. Монеты нашивались на различные части костюма, включались в композицию съемных украшений. В собрании РЭМ насчитывается около полутора тысяч подобных экспонатов.

Молдаване, начало 20 века



Из вышеназванных свойств монет метонимические присущи им изначально, а эстетические проявляются и усиливаются в основном при включении монет в костюм и аксессуары. Что же касается метафорических свойств, то они, будучи очевидными для носителей традиционной ментальности, становятся доступны пониманию исследователей только в результате анализа роли монет в верованиях и обрядах, а также в составе женского костюма, т.е. где, как и почему они в нём использовались.

Браслет. Татары, нач. 20 века


"Намисто с дукачами" - ожерелье. Полтавская губерния


Изучая метафорические свойства монет, исследователи стремятся выяснить семиотический статус какого-либо съемного украшения в культуре конкретного народа, подкрепленный способом его ношения, или семиотические свойства определенного предмета вооружения, или амулета.

Ожерелье, эстонцы, конец 19 века


Присутствие монет в костюмном комплексе может выражать социальную семантику:

  • маркировать государственную и/или конфессиональную принадлежность;

  • демонстрировать богатство (при обилии в декоре костюма крупных серебряных монет), высокое имущественное положение семьи владельца;

  • обозначать принадлежность к престижной социальной группе;

  • указывать, в сочетании с украшением определенного типа, на принадлежность к определенной половозрастной группе (девушки, молодые женщины).

Еще одно доказательство, что браслеты-шармы самозарождаются во всех уголках Земли: армянский браслет 19 века, в котором использована византийская монета 14 (!!!) века, с изображением на аверсе – св.Евгения, на реверсе – св.Василия, со скипетрами, на конях


Также монеты способствуют усилению и даже привнесению магической семантики:

  • служат оберегом благодаря:

  • присутствию металла (серебра), его блеску и звону при движении,

  • изображениям царственных особ и святых (в особенности св. Георгия), гербового орла, иногда надписям;

  • наконец, что не менее важно, благодаря размещению монет на лбу или у висков, на затылке, по воротнику, по краям бортов, обшлагам рукавов, по боковым швам и подолу или же благодаря созданию покрытия из рядов монет на груди (в женской праздничной одежде у народов Поволжья, Балкан);

  • являются выражением пожелания богатства и плодовитости при их обилии в костюме женщин фертильного возраста;

  • свидетельствуют о санкционировании заключаемого брака и пожелании его прочности в случае закрепления множества монет (с изображением профиля царственной особы) аверсом вверх.

Перстень, буряты, нач. 20 века


Женское кольцо, каракалпаки, монета 1930-х годов


Метонимические свойства монет усиливают, главным образом, социальные семиотические качества костюма и украшений, а метафорические – магико-символические. Среди последних особенно разнообразны способы наделения качеством оберега. Здесь уместно привести высказывания выдающегося французского этнолога К. Леви-Строса об историко-культурной значимости украшений в оформлении облика: «Украшения ранних этапов культуры <…> имели как магическое, так и декоративное значение», «С помощью своих украшений первобытный человек становится социальным существом».

Украшение нагрудное – «сюрбан – зяки» (Чувашия)


Изучая материалы, с которыми сочетаются монеты в декоре костюма, исследователи установили, что довольно часто они соседствуют с раковинами каури (особенно у народов Поволжья, Сибири). Известно, что у различных народов мира, в том числе в только что выше названных регионах России, каури еще несколько столетий назад могли выполнять функцию денег при обмене. Наряду с этим функциональным сходством и раковина каури, и монета благодаря своей форме ассоциируются в традиционной культуре с женским началом. Интуитивно-художественное сочетание монет и каури семиотически акцентирует ценность женщины и усиливает ее магическую защиту.

Свадебный головной убор туркмен-йомудов «хасава». Сер. 19 века. Монеты в декоре свадебного головного убора выполняли функцию благопожелательного символа, средства магической защиты и знака престижа, указывающего на высокий имущественный статус семьи. В височной зоне хасава крепились антропоморфные подвески «адамлык», которые соотносятся с образом богини плодородия.



Монеты, включавшиеся в состав украшений, подбирались вне зависимости от их государственного происхождения, времени выпуска. Учитывались, главным образом, материал, размер и изображения на аверсе и реверсе. Эстетическая значимость монет обусловливалась также и способом их включения в декоративную композицию:

  • при сплошном покрытии основы (когда монеты плотно закреплены в ряд либо внахлест) – части костюма или аксессуара – создается образ защитного пояса либо кольчуги;

  • при подвешивании монет по периметру или нижнему краю одежды, украшения возникает подобие бахромы;

  • при изготовлении ожерелья из монет, их подбирают по размеру, размещая самую крупную в центре, что создает впечатление целостной совокупности, завершенности;

  • использование в композиции множества монет или же помещение подвески в оправу способствует усилению, мультипликации образа входа, круга.

Украшение шейное, Украина, начало 20 века. 



Украшение нагрудное. Мордва (татары-мишари ?)



Ожерелье, болгары, начало 20 века


Ожерелье. Евреи кавказские: евреи горские. 19 век. Монеты Ирана









Tags: ювелирное
Subscribe

Posts from This Journal “ювелирное” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 26 comments

Posts from This Journal “ювелирное” Tag