В какой-то момент в нем проснулась родовая память и он стал писать картины, посвященные донскому казачеству, причем в разные периоды его истории, начиная с 1800-х и вплоть до советского времени.
Моя любимая вот эта, с офонаревшей рыжей маркитанткой.
"Париж. Мир". 1996
Другие также очень любопытны, особенно (на мой взгляд) те, в которых он цитирует произведения предыдущих эпох.
"Вихорь-атаман". 1992
Вот здесь совокупность парадных "сарматских" портретов казачьих атаманов, которых много, например, в Новочеркасском музее.
"Казачья памятка". 1998 г.
Не умею различать, какой период тут имеется в виду (сзади мечеть? Русско-турецкая очередная?), но по стилю это явный оммаж 1920-м годам, такой Шухаев и немного Петров-Водкин.
"Казаки". 2005
Вот здесь дореволюционный Юон и Кустодиев явно.
"1913 год" (1992)
Вот тут колорит совершенно из позднего Репина, тоже большого любителя казачества, но не факт, что это сделано намеренно.
"Песня"
Это похоже на корриду у импрессионистов, и расстрел императора Максимилиана у Мане.
"Убитый казак". 1985
А-ля классический Франц Рубо.
"А.С. Пушкин в деле при Инжа-Су 14 июня 1829 года". 1998 г.
А вот здесь совсем другой изобразительный язык, только я не узнаю какой, но что-то ужасно знакомое.
"Всадники". 2000
Упражнения в групповом конном портрете, если бы такой существовал у офицеров казачества 19 века (очень редкий поджанр вообще сам по себе)
"Иловайские. Из серии Донцы 1812 года". 1987 г.
Тот же мотив, но без довлеющего пейзажного задника. Гавриляченко вообще часто возвращается к одному и тому же мотиву в своих работах, в поисках наилучшего решения.
"Донские генералы в Париже". Из серии "Донцы 1812 года". 1987
Тоже под Репина, думаю, но более раннего - как раз в те годы, когда этот атаман жил. Внешность, конечно, удивительная.
"Портрет Бакланова"
Под Верещагина не очень получилось.
"Атаман". 1993
Еще попытки стилизаций под несуществующие парадные портреты, визуальных реконструкций.
"Атаман Самсонов"
"Казак. Портрет В.Н. Иванова" 1994
"Портрет А.П. Богаевского"
Еще на тему заграничных походов русской армии в 1813—1814 годов.
Тут игра в наив.
"Взятие Парижа. Отдыхающий Марс". 1995
А тут шутка пожестче.
"Плен Варшавы". 2011
"Отдыхающий Марс" 1995 г.
Разнообразие подач огромно. Отличный профессионал автор.
Одна из многочисленных таблицы к Энциклопедии казачества
Эксперименты с освещением, как у Рылова и Крымова между двумя мировыми.
"Перепляс". 2008
Вот тут использование мрачного освещения для рассказа о мрачнейших периодах Гражданской.
"Исход". 1992-2004.
"Тайное погребение" 1995
Немного русского импрессионизма в серовском духе.
"Д. Е. Кутейников"
"Лейб-казаки под Лейпцигом"
Впрочем, основной массив казачьей серии Гавриляченко составляют более ровные "соцреалистические" сценки, в духе советского кино и книжных иллюстраций.
"В поход". 1999 г.
"Казаки"
"Джигитовка". 1994 г.
"Товарищи". 2003
"Август 1914 г."
"Последняя атака". 1999 г.
Много у него картин на тему постригов -- ритуала инициации.
"Постриги". 1999 г.
Также очень любит тему проводов, возвращаясь к ней из раза в раз.
"Стременная" 1999
"Казачьи проводы. Стременная". 1999 г.
"Прощание"
"На службу" 2001
"Ожидание". 2003
У меня один дед с Кубани, другой с Дона, и когда я встаю вот в такую позу, присутствующие рядом говорят, что становится очень страшно.
"Соперница"
"Лемнос" 1993
Сомневаюсь, правда, что они в эмиграции при таком параде после стольких скитаний были. Но стоят красиво.
"Лемнос. Изгнание". 2003
"Ожидание". 1996 г.
"Вдовушка" 2004
Вообще, судя по другим его картинам, у Гавриляченко потрясающее чувство юмора, и мне нравится, что в последнее время его работы на тему казачества только вот такие (очевидно, что эта тема в 1990-е и в 2010-е имеет совсем разный уровень пошлости).
"Казак и тульская барышня". 2016
"Раёк. Казак и барышня". 2016
Исторический музей сейчас готовит филиал -- Музей казачества, интересно, будут ли там его произведения.
А еще у Гавриляченко удивительные бытовые, жанровые картины, и их я покажу отдельно завтра, потому что это совершенно иной пласт с другой эмоциональной наполненностью, и я не хочу смешивать. Будет ВОТ ЭТО ПОВОРОТ.
_____
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →