Вошедшие в экспозицию работы созданы в 2020-2021 годах и представляют собой продолжение экспериментов художника с цветом и исследованием темы города, к которой Каллима обращается последние несколько лет.


Из пресс-релиза
...Иллюстративность авторской манеры Алексея Каллимы воплотила дух времени, стала ответом на повсеместное распространение цифровых технологий изображения, антиподом компьютерной иллюзорности. В то время, как цифровая иллюзия возникает как бы ниоткуда, она универсальна и по стилю «ничья», графический рисунок органичен автору, вторя движению его руки и характеру.
Во втором десятилетии нового века к своим экспрессивным ракурсам автор добавил урбанистический вид сверху, при котором картина начинает напоминать карту. Вероятно, в этой смене оптики можно найти отзвуки социально-политической жизни – городская среда, многофигурные композиции с жесткой структурой несли в себе ощущение регламента и ограничений. При этом цветная воздушная среда, служившая фоном рисунку, уступила место материальности самого листа — или холста. На проекции сверху из окна высотного здания, как в работах из серии «Серые дни», рисунок уже не противостоит материи, он будто придавлен к ней, не в силах сопротивляться земному притяжению.

Тем не менее в этих работах задействована та же схема осмысления аморфной материи посредством собирания ее графическим рисунком. Это близко к концепции произведения искусства Жиля Делеза (феноменальная популярность трудов которого пришлась именно на поколение Каллимы): «от чувственной поверхности к сверх-чувственной плоскости», то есть вытягивание события из глубины «переживаний» к метафизической поверхности, на которой только и возможно обретение смысла. Сверх-чувственность отличает и манеру волюнтаристского иллюстрирования Алексея Каллимы — в противовес унылому фантазмированию компьютерной графики.

Безусловно, в таком подходе к изображению очень много от ума и интеллектуальной интуиции, которая подразумевает некоторое отстранение от предмета наблюдения. И, наверное, нет никакой случайности в том, что в момент максимальной дистанции, которую принесла с собой недавняя пандемия, Каллима начинает работать над серией городских панорам – безлюдных, раскинувшихся в полной свободе и независимости от своих создателей/обитателей.

Город дорог — авторское название выставки само по себе аттракцион: палиндром предполагает катание вперед-назад. И в работах много энергии, движения. В серии на тему путепроводов читаются чаплиновские «новые времена»: конвейер и тотальная машинерия. Это энергия новой цивилизации — «старая» Европа, как известно, не пускает в города автобаны, ставит преграды машинам, запрещая их въезд в центр города. В нашей столице это, разумеется, не так...
kallimagoroddorog
***
До 1 марта
VLADEY Space (Винзавод)
4-й Сыромятнический переулок 1/8с9




