«Щенок» Джеффа Кунса
Кунс – это один из самых известных мастеров современного искусства нескольких последних десятилетий. Созданные им объекты украшают лучшие музеи мира и бьют рекорды на аукционах. Ему же принадлежит самая крупная и известная цветочная скульптура – «Щенок» (Puppy) перед Музеем Пеги Гуггенхайм в Бильбао (Испания), созданная по меркам контемпорари-арта давным-давно – в 1992 году.
Гигантский каркас из нержавеющей стали на бетонном фундаменте имеет форму сидящей собаки. Каркас покрыт слоем дерна на проволочной сетке и геотекстильной ткани. Благодаря прекрасному испанскому климату эта конструкция чувствует себя достаточно хорошо. Два раза в год – в мае и октябре, все цветы на «Щенке» заменяются теми растениями, которые сейчас цветут: осенью и зимой – анютины глазки самых разных цветов, весной и летом – бегонии и петунии. Эта работа занимает обычно 9 дней и требует труда 20 садовников.
Прошлым летом музей решил, что статую (кстати, снабженную автополивом) все-таки необходимо обновить и объявил сбор пожертвований с этой целью – подсчитано, что необходимо 100 тыс. евро.
[ Еще фото Щенка]
«Fleurissement» Жоффруа Моттарта
Один из самых популярных современных авторов, работающих с цветами – бельгиец Жоффруа Моттарт (Geoffroy Mottart), которого также называют банальными и скучным словом «флорист». Однако то, что он делает – совершенно не скучно. Например, c 2016 года он, в рамках своего арт-проекта «Fleurissement», стартовавшего в Брюсселе и потом распространившегося на другие города, расцвечивает сложными цветочными композициями статуи и бюсты. Он водружает на них короны. А также «отращивает» им бороды.
С точки зрения современного искусства этот жанр называется «интервенциями» – вторжениями: у них недолгая жизнь, так как достаточно быстро их удаляют коммунальные службы. Однако художник успевает их сфотографировать и выложить в свой инстаграмм – а что еще сегодня нужно для того чтобы являться настоящим арт-объектом? Некоторые бельгийские статуи Моттарт удостаивает своим вниманием лишь единожды, другие – слишком соблазнительны для творчества, например, из раза в раз художник возвращается к бюсту короля Леопольда II.
[ Еще фото его работ]
«The Fragility of Time» Игнасио Каналеса Арасиля
Испанский художник Игнасио Каналес Арасиль (Ignacio Canales Aracil) подошел к проблеме краткой жизни цветочного сырья с другой стороны – старинным методом гербариев, то есть засушиванием. Если точнее – он их прессует.
Первые «статуи» этим методом Каналес начал делать около семи лет назад в сотрудничестве с некоторыми известными европейскими ландшафтными дизайнерами, которые позволяли ему собирать цветы из созданных ими частных садов (например, в Пемброк-лодже в британском Ричмонд-парке, в девонском питомнике Wild about flowers и проч.). Также он сотрудничает с Лондонским музеем садов. Собранные цветы художник помещает в огромные формы различных очертаний и оставляет сохнуть на срок около месяца. После этого засушенные стебли, с защитным покрытием матовым спреем для защиты от влаги, могут стоять без какой-либо посторонней поддержки, несмотря на свою хрупкость. В результате этой коллаборации сад, сотрудничавший с художником, получает процент от продажи произведения, кроме того, сады упоминаются как покровители при демонстрации скульптур на выставках в знак благодарности за оказанную помощь.
[ Еще фото работ]
«Iced Flowers» Адзума Макото
Другой путь борьбы с хрупкостью избрал японский скульптор-флорист Адзума Макото. С 2015 года он их замораживает: именно так, по словам художника, ему удается продлить для нас момент их красоты.
Будучи представителем культуры, которая изобрела икэбану и чрезвычайно тонко разбирается в нюансах языка цветов, Макото создает произведения с очень сложным содержанием – если, конечно, умеешь в нем разобраться. Когда в 2017 году аукционный дом Sotheby's заказал ему скульптуры для украшения стола на торжественном обеде и одного из особо крупных аукционов, художник потратил на их создание около месяца, создав «букет» из смеси японских и английских цветов, так, чтобы они «говорили» о яркости наступавшего лета.
В другой раз он украсил своими кубами модный показ дома Dries Van Noten (2017), поразив любителей фэшна. Лёд, увы, тоже недолговечен, и достаточно скоро эти произведения в прямом смысле растворяются – однако пока они существуют, они превращают залы, в которых стоят, в настоящее волшебное царство.
[ Еще фото его работ]
«Flower sculptures» Марка Куинна
Более известны (и гораздо более долговечны) цветочные скульптуры легендарного Марка Куинна, которые он начал делать еще в 1998 году. В этой серии настоящие цветы в идеальной стадии цветения аккуратно погружались в силиконовое масло, которое подвергалось заморозке. «Они умирают, – говорит художник, – но при этом становятся совершенным, вечным образом самих себя. Это букеты цветов, которые обменяли свою биологическую жизнь на визуальное бессмертие».
Так было создано множество произведений, которые получили название «Вечная весна», «Реинкарнация», и проч.
В 2000 году Куинн создал «Сад» – гигантский бак, заполненный самыми разными растениями, своего рода образ рая, так как в природе эти растения в одно и тоже время не цветут. Хотя на арт-рынке эти произведения пользуются высокой репутацией, владеть ими – большая морока: требуется постоянно работающее морозильное оборудование.
[ Еще фото работ]
***
Софья Багдасарова для MY WAY, 2022