Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

От Петрова-Водкина до Комара и Меламида: выставка «Союз нерушимый» в б. Музее революции

Вся панорама развития русского искусства за сто лет в очень спрессованной и наглядной выставке под скучным названием «Союз нерушимый. Союзы художников 1917-2022», скуке которого верить не стоит. Работает последние дни на Тверской улице, в Главном здание Музея современной истории России (до 8 января 2023).

Я очень жалею, что дошла до этой выставки только в последние дни её работы, потому что иначе бы успела рекомендовать её гораздо большему количеству народа. Это проект, на котором собраны ключевые имена и течения нашего ХХ века, она отлично подходит, чтобы за минимальное количество времени охватить всю эволюцию.





Это совместный проект Музея современной истории России, Творческого союза художников России (ТСХР) и Фонда содействия развитию визуального искусства «Визарт». Выставлено около ста работ. Основные экспонаты предоставлены Музеем, у которого сложилась очень крутая коллекция живописи, но не очень часто бывают поводы широко ее показать. Остальное предоставлено Творческим союзом, галереей «Веллум» и из частных собраний. ТСХР - это нынешняя форма профсоюза художников, одного из тех, кто вынесен в подзаголовок выставки, как бы через историю этих союзов (которые при СССР были кардинально важны для работы каждого) выставка и сконструирована.

Выставка разделена на 6 разделов, каждый из которых отражает определенный этап в развитии нашего изобразительного искусства.
Первый начинается с козырей -- Петрова-Водкина из коллекции музея и рисунка из частной коллекции.




В этом зале этап нам иллюстрирует традиционный "Ленин" Бродского, натюрморты Кончаловского и Рождественского, первомайские (а не масленичные) гуляния Бориса Кустодиева, и несколько других авторов.



Афанасий Куликов


Очень крутой Ряжский. "Красноармейцы на трудовом фронте". 1928.


Мухина


Переходим к соцреализму.
Кураторская концепция очень классная: хорошее искусство здесь сочетается с откровенно плохим, но типичным (помним подзаголовок про "союзы художников", это ведь они и сеяли). За счет этого "равнодушия" к художественному уровню получается очень классная иллюстрация всего течения. Так-то мы привыкли по шедеврам судить, а зря.



Владимир Панферов. "Красные музыканты"


Вот эта стена классная: два Нисских нетипичных (небеса, а не дороги), и "Танцы народов СССР" Вильямса.





Высоко повесили, плохо видно!



Все это очень хорошо соединено со скульптурой, люблю, когда ее не забывают для полноты картины.



Тут представлен Лентулов, которому, бедняжке, пришлось писать цеха, Сарьян и проч.

Богаевский


Петр Котов. "Мичурин в саду беседует с колхозниками"


Откровенно, намеренно китчевое сочетание: Вучетич и Шилов.



Обязательный "Сталин", и парочка подарков ему по бокам: весьма загадочные самоделки: справа -- от испанских летчиков, на каталонском языке.




Гипнотизирующий своей мертвенной коллажностью диптих про ударников производства.

Константин Антонов и Анатолий Цветков. "Лучшие люди промышленности", "...сельского хозяйства". 1959


Просто не оторваться от него.



Поэтому кураторы повесили тут натюрморт Олега Леонова 2019 года, чтобы разбавить маленько.



Идеальное искусство по мнению большинства, и вот к этому реализму мы идем обратно семимильными.

Петр Бучкин. "Мать-героиня". 1945


Ранний Коржев, интересный этюдик.



Поворотным пунктом является зал, иллюстрирующий нонконформизм. Тут железобетонные мэтры, по сегодняшнему гамбургскому счету, от каждого по работе, из частной коллекции. Кропивницкий, Плавинский, Инфанте, Неизвестный, Рабин, Немухин, Зверев и проч. Еще тут, говорят, были "Челюсти Сталина" Худякова, но их со скандалом сняли до открытия выставки, заменив на более благопристойное.






Развернувшись, анфилада заставляет нас идти в обратном направлении, и мы видим, что создавалось в позднесоветские годы и в наше время. Прямо скажем, в большинстве случаев без наслаждения видим. Но иногда -- ровно наоборот. Очень остроумно построенная выставка, назидательная.

Николай Горский-Чернышев. "Это было недавно - это было давно". 1993


Дмитрий Белюкин. "Зеркало". 1991-1992




Виктор Глухов. "Скоро новый год"


На некоторые картины смотришь и думаешь: боже, зачем это было написано, почему, для кого? А по некоторым вот прям сразу видны ответы на эти вопросы...



Наконец. последний зал посвящен современному искусству: Пепперштейн, Комар и Меламид, Аввакумов, Пивоваров, Худяков, Ануфриев, Соков, Альберт, Гороховский, Тишков, Флоренские и проч. Очень наглядно показано, куда можно прийти, когда идешь вот этой дорогой, о которой было рассказано ранее.

Мне очень понравилось, как построена выставка, рассказ кураторов. Очень дидактично и наглядно. Удивительно большое количество наслаждения я получила от реально плохих работ; и по-настоящему хорошие рядом с ними становятся еще лучше. Классный опыт.







Куратор: Элеонора Захаржевская

***

До 8 января 2023 года
Главное здание Музея современной истории России
https://www.sovrhistory.ru/data/exhibitions/2022/1511_1512_soyuz_nerushimiy/index.php


Tags: выставки, советское
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 36 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag