А еще, конечно, потому, что любовь -- это обычно гормоны, и по этой причине она в среднем ограничивается примерно одной возрастной группой. А деньги вот, например, любят все, до самой смерти, то есть это увеличение контингента персонажей примерно раза в два.
Вообще у меня тут рецензия на "Турского священника", который как раз об этом. Это небольшая новелла о целой группе людей, которым "запрещен" секс: несколько священников, старая дева, и плюс несколько старичков-аристократов. Как пишет литературовед: "безбрачие, по Бальзаку, ведет к уединенной жизни, предрасполагающей к эгоизму. Эта жизнь часто организуется вокруг привычек, благоприятствующих развитию маний или усиливает неровности характера и, таким образом, превращает людей, в зависимости от случая, в безобидные автоматы или страшных человеческих насекомых".
Сюжет "Турского священника" прост: главный герой -- наивный пожилой толстяк, его квартирная хозяйка выживает его из дома, делая всякие гадости, а провинциальное окружение включается в ситуацию на той или иной стороне. Вначале читается скучновато, но это стандартный бальзаковский медленный разбег, потом становится увлекательно и даже жутко. Зависть и ненависть, которые один человек вызывает у других, причины этих чувств и их последствия препарированы завораживающе тщательно.
Главного героя Бальзак поначалу подает как такого милого хоббита, заботящегося лишь о своем удобном быте, отчасти -- как свое альтер-эго, любителя поесть и хорошо пожить. Но потом спохватывается, что так мы начинаем персонажа слишком жалеть и любить, и пытается отстраниться от этого, и с нас розовые очки снять. Делает это он обычным своим приемчиком: показывает, где персонаж по жизни ошибается, и как социальные взаимодействия его за эти ошибки накажут. В данном случае "грех" героя -- он не умеет разбираться в людях, слишком наивен и доверчив. Это очевидно сублимация: Бальзак себя самого в быту ругал ровно за то же самое, причем за дело.
Потом начинает развиваться клубок интриг. Отказ от квартиры -- господи, пустяк же, но в провинции любой пустяк превращает из мухи слона, так им скучно. А потом оказывается, что и не пустяк совсем, чувствуешь, что это прямо колеса Джаггернаута приобрели свой разбег, и драма выходит на высокий уровень, эта история ломает судьбы, карьеры, здоровье как основных персонажей, так и случайно причастных. Незаметная фигура оказывается манипулятором маккиавелиевского уровня, и его злодейство прямо-таки начинает восхищать. Бальзак вообще умеет прописывать сцены козней и манипуляций, но в "Турском священнике" у него описан самый крутой "прогресс", на мой взгляд.
Как обычно, бытописательство уровня документального фильма, великолепно. Провинциальная жизнь 1820-х годов перед нами -- как на ладони (и нам она ровно также постыла и скучна, как парижанам тех лет). Обстоятельно выписан и клир. Бальзак вообще редко вводит попов в свои книги, их даже как-то непропорционально мало по сравнению с реальной ситуацией в то время. И обычно он к ним весьма недобр, вот и тут.
Хорошая книга, жесткая и жестокая. И назидательная, кстати: Бальзак аккуратно показывает, какие именно ошибки каждый из проигравших совершил, и каким способом можно было бы их избежать (быть более внимательным, не быть доверчивым, собирать информацию, не расслабляться, а понимать, что кругом враги всегда и т.п.). Из сквозных персонажей немножко мелькают проницательный старикан де Бурбоннь из "Госпожи Фирмиани" и героиня из "Луи Ламбера", до которого я еще не добралась.
Каждому рекомендовать "Турского священника" не буду, своеобразная книга, но неплохая.