- Какая потрясающая книга! Полна интриг, политиков и американских миллионеров, как сериал "Карточный домик", энергии, как "Три мушкетера", да еще вдобавок она и про искусство! Кайф невероятный, захватывает, как авантюрный роман! Мемуары мужика, который в 1960-е стал директором Метрополитен-музея и превратил его из пыльного ковчега в ведущую культурную институцию. Выпущена на рус. яз. в "директорской серии" "Гаража" в этом году. Я пока что только на 44 странице и сижу с отвисшей челюстью от восторга. Давно, давно мне не попадалось таких книг про музеи затягивающих.
Томас Ховинг. "Пусть мумии танцуют". Музей искусств Метрополитен изнутри. М., Гараж, 2022. ISBN ISBN: 9785604639283
И вот я дочитала эту книгу до конца, до 492-й страницы, и теперь мне хочется рассказать о ней более подробно, в том числе перечислить всякие музейные факты, которые, думаю, будут любопытны тем, кто саму книгу брать не будет.
Итак, это книга про чрезвычайно предприимчивого мужчину из американского истеблишмента, специалиста по средневековому искусству, который в 1967 году, в возрасте тридцати с чем-то лет был назначен директором главного нью-йоркского музея -- Метрополитена, нашел его крайне замшелым и запущенным, и за десять лет своего директорства перетряхнул целиком. В частности, увеличил площадь здания вдвое, отжав кусок у сакрального Центрального парка и тем вызвав дикую битву в прессе, укрепил Институт моды как нормальное подразделение и дал развиться знаменитой ныне традиции ежегодных костюмированных балов, добыл для музея "Портрет Хуана Парехи" Веласкеса, целиковый египетский храмик и проч., привез выставку Тутанхамона и эрмитажных скифов... В общем, карьера, полная достижений на зависть, однако в книге цепляет не описание вот этого всего по пунктам, а то, как это делалось, цепляет темперамент и предприимчивость автора.
Работать вместе с ним, думаю, было действительно невыносимо.
Красавчик (а на обложку поставили фото уже потасканного мужика, эх), представитель нью-йоркской знати, которому были присущи великолепные манеры, он без стеснения использовал свое знание высшего света для манипулирования многочисленными миллионерами, которые наперебой желали что-нибудь пожертвовать музею и получить свое имя на стене, выбитое золотыми буквами. А ведь управление музеями действительно полно маккиавелизма, только мало кто об этом честно пишет в своих воспоминаниях.
"Вы в восторге на 44-й странице? -- написали мне в комментариях. -- На 104-й устанете от его хвастовства".
"Э, нет, -- ответила я. -- Вы просто не поняли, что это надо читать не как обычную мемуарную прозу, а просто как авантюрно-коммерческий (+ искусствоведческий) роман, просто написанный от первого лица, главным героем которого является реинкарнация д'Артаньяна".
(Я вообще часто как читатель использую этот прием, если рассказчик, реальный человек, начинает раздражать: я представляю его персонажем, выдуманным автором, с акцентуацией как раз вот этих черт характера, и тогда начинаю оценивать, как они влияют на развитие сюжета).
А сюжет в этой книге, названной "Пусть мумии танцуют" (один из его учителей сказал ему однажды, что он и мумии может заставить танцевать) есть, да еще какой: сначала мы, переживая, следим за невероятно сложным карьерным взлетом рассказчика, о том, какими интригами он был наполнен. Чтобы мы не расслаблялись, Ховинг начинает сразу в лоб: со сцены, в которой предыдущий директор Метрополитен умирает от кондрашки после того, как его отчитали меценаты и попечители. Затем первые шаги Ховинга, осознание, что именно надо поменять, потом рассказ, как он это менял, со скрипом, слезами и потом. Несколько глав посвящены самым крупным закупкам. Под конец интонация явно меняется, он устал от должности, все его достали, за десять лет стало однообразно, и вскоре после очередного конфликта он уволится.
Ховинг очень талантливый рассказчик, и он очень классно описывает весь антураж. Чтение завораживало меня тем, что кое-что искусствоведческое неизменно и дико узнаваемо, несмотря на разные страны, а прочее, наоборот, отличается.
Например, престиж профессии.
Куратор Метрополитена, а тем более директор -- это как оперная звезда. Постоянные поездки на европейские курорты с целью налаживания связей с миллионерами, вечеринки с шампанским, смокинги (кстати, большинство кураторов там, разумеется, мужчины, раз профессия так престижна). Внимание, юный российский читатель! Не принимай решение идти на российское отделение искусствоведения, прочитав эту книгу и вдохновившись описанием гламура!
Много о работе со спонсорами (см. пункт выше про золотые буквы): у нас в таких масштабах подобным занимался разве что профессор Цветаев, а потом пресекли безобразие, и вот теперь опять самотеком пресекли, а так-то вообще нашим бы музейным директорам читать Ховинга и конспектировать.
Другие вещи восхищают старомодной наивностью: они покупали контрабанду из Старого Света, у черных копателей, и вообще этого не стеснялись, а еще в те времена картину Пикассо можно было купить всего за пару миллионов долларов, а Веласкеса за четыре, а здание построить тоже за сущие копейки.
Атмосфера передана мастерски. Ховинг очень живо описывает эпоху -- 1960-70-е. Если б по книге был сериал, то визуально он был бы как "Безумцы", про красивых стройных мужчин в великолепно сшитых костюмах, параллельно там бы шла политическая линия (всякие Кеннеди и Никсоны бегают вдоль денег для музея, а про Джеки и ее поездку в СССР вообще целая глава), еще бы там была воссоздана та атмосфера бесконечных манхэттенских тусовок, которые мы знаем по "Сексу в большом городе", но только в шляпках и в платьях силуэта нью-лук. Ну и объединяющий фон всего этого -- великолепные картины и охота за ними. Эх, ну что же вы это не сняли еще!
При чтении не забывайте заглядывать в карту города: для развития сюжета очень важно, как именно врезается Метрополитен в Центральный парк. Кстати, до директорства музея Ховинг успел год проработать главой нью-йоркского департамента парков и зон отдыха (привет другому сериалу), и этот опыт ему очень пригодится в бумажной войне. Несколько раз я медитировала вот на эту схему роста музея: последний прирост как раз при нашем мушкетере и его масштаб, конечно, вызывает шок и трепет у каждого, кто имеет представление о том, что такое музейная стройка и сколько для этого требуется.
Из недостатков книги, помимо пары глюков в переводе (редактор, что такое "произведения американской серии" на стр. 80?), как обычно (1) (2), упрекну за отсутствие нормального послесловия для русского читателя. Оно необходимо, потому что действие обрывается, а очень интересно узнать, что было дальше,
Пришлось гуглить: он основал консалтинговую фирму по музейному делу, писал в журналы по искусству, а также издал еще много книг, включая книгу про подделки "False impressions: the hunt for big-time art fakes" (пожалуйста, переведите и издайте кто-нибудь? а, блин, права-то теперь тоже фиг купишь...). Другая его книга про Говарда Картера и открытие гробницы Тутанхамона: оказалось, что именно Ховинг доказал, что Картер солгал в своем официальном отчете о вскрытии: он входил в гробницу до прибытия властей и забрал кое-что. Я, конечно, слышала об этой вскрытой лжи, но не знала, кто это расследовал. Периодически Ховинг очень нуждался в деньгах и опять всех ужасно доставал и беспокоил. Для тех, кто захочет узнать подробно: вот его автобиография целиком на артнет (англ. яз.).
В общем, рекомендую.
***
Купить на сайте музея "Гараж"