Выставка должна была открыться еще до ковида, регулярно попадала в списки "Самых ожидаемых выставок года", и вот, наконец, открылась. Это первый проект, в котором в полном объеме рассказывается о наследии Мельникова.
Здесь, в частности, удалось соединть два портрета архитектора, написанных его сыном Виктором (слева - 1962, МУАР; справа - 1947, ГТГ). Обратите внимание, что Мельников изображен внутри своего знаменитого дома, на фоне ромбовидных окон, в обеих картинах.
Если не считать реальных зданий, которые можно увидеть в Москве, наследие Мельникова, в основном -- графика, чертежи. А их достаточно сложно показать так, чтобы широкой публике стало интересно. Поэтому эффектности выставке добавляет то, что специально для нее недавно были изготовлены архитектурные макеты нескольких зданий по его проектам, как осуществленные, так и неосуществленные.
Архитектура выставки создавалась бюро Планета 9 Агнии Стерлиговой, и они явно поломали голову, как преподнести произведения Мельникова, особенно графические листы.
Отдельный зал посвящен раннему периоду учебы Мельникова, с академическими рисунками.
Всего на выставке представлено около 200 экспонатов: кроме чертежей и рисунков, это архивные документы, фотографии, личные вещи, а также кинокадры.
Любителям эффектных выставок-блокбастеров эта выставка, возможно, покажется пресноватой, однако те, кто ценят архитектуру, тонкий рисунок и историю ХХ века, будут очарованы.
Зал, посвященный знаковому детищу Мельникова -- его собственному дому.
Справа вот макет сложных рам для тех самых легендарных ромбовидных оконных проемов, в центре -- макет сложной системы кирпичной кладки, которую Мельников применил и для экономии, и для утепления, и для стойкости конструкции (если я ничего не путаю).
По единственной фотографии была реконструирована выставка Мельникова на миланской триеннале 1933 года. Очень любопытно разглядывать эти проекты, оставшиеся только на бумаге.
Для Музея архитектуры этот проект очень важен, т.к. после присоединения к нему Дома Мельникова в качестве филиала, моральная ответственность музея за наследие Мельникова стала колоссальной. Подготовка этой выставки, каталога к ней, онлайн-проектов, позволила систематизировать наследие архитектора и узнать о нем гораздо больше.
В завершении Анфилады -- воспроизведение мастерской архитектора из его дома, с гигантским окном (на котором сымитированы тени). Стены окрашены светло-розовым цветом, как и в в подлинном кабинете, и украшены картинами Виктора Мельникова, сына архитектора и следующего владельца дома.
Картины Виктора
[ Еще картины со стен]
Наконец, в еще одном, отдельном зале (не пропустите), выстроен макет первого гроба Ленина, автором которого был Мельников. Благодаря этому почетному госзаказу, козыряя им, он и смог, в принципе, в дальнейшем нормально работать, и построить свой дом.
В этой конструкции очень важно сочетание углов, плоскостей.
Картина, изображающая спальню в Доме, стены которой были покрыты золотой краской. Она висит в зале с ленинским гробом, т.к. для Мельникова были очень важны концепции сна-смерти. Рекомендую, кстати, аудиогид или экскурсовода: выставка достаточно сложная, и самостоятельно в этой истории трудно разобраться.
До 23 января 2023 года
https://muar.ru/exhibitions/melnikov-melnikoff/