Предчувствия меня не обманули.
Все-таки самообман у этого Бальзака поразителен, из раза в раз он любуется и гордится самыми вымученными и умозрительными своими героями. Роман посвящен юной дочери Ганской; автор хочет, чтобы его разрешали читать барышням с целью положительного на них влияния. Все предыдущие его подобные попытки заканчивались крахом, вот и теперь.
В очередной раз героиня -- сферическая в вакууме девица. Ей 14 лет, она умна, красива, добродетельна и всякое прочее. Злодеи -- тупые провинциальные родственники. Сюжет -- так скучен, что даже не повлечет моего фирменного рекапа, хватит пары абзацев.
Пьеретта -- сиротка. Волею судеб она попала в семью кузенов. Бальзак подробно рассказывает, волею каких именно судеб, описывая разветвленное фамильное древо каких-то невнятных людей с неинтересными подробностями биографии страниц на семь, ужасно скучно. Кузены -- тупоумные скряги, брат и сестра, карикатурные (позор писателю). Они присвоили ее состояние и притесняют ее. В городе появляется 16-летний юноша, ее знакомый из детства. У них Чистая Невинная Любовь. Прочие горожане в той или иной степени поддерживают кузенов (идет невероятно скучное описание провинциальных интриг, куча-мала одинаковых имен и одинаковых фактов). Роман из "Сцен провинциальной жизни", и большинство приемов Бальзак уже использовал неоднократно в описании этой среды, надоело, такие шаблонности только у Перри Мейсона прокатывают.
Кузены решают сжить со света добродетельную и безответную девицу и поэтому заваливают ее работой по дому. "Осмотрев коридор, она заявила, что Пьеретта должна была бы натереть там пол. — Я натру, если вам угодно, — ответил этот ангел, не подозревая даже, как опасна подобная работа для молодых девушек". Я вот тоже не подозреваю, чем она опасна, а ведь не ангел! Нелогично. "Ей пришлось выслушать так много резких и суровых слов, так много обидных намеков, что, выйдя на кухню, она почувствовала нервные спазмы в желудке, и у нее началась ужасная рвота". Ну вообще так бывает, но в данном случае описано неубедительно. Далее долгие и утомительные описания психологических издевательств над Пьереттой и участияв травле местного общества. Удивительно, насколько тонко Бальзак описал в "Евгении Гранде" аналогичные притеснения аналогичной девицы скрягой отцом -- я не могла оторваться, теперь же я попросту пролистываю, скукота невероятная, рябит в глазах. Как? Как он это делает? Почему иногда его рукой водит Муза, а иногда черт знает кто? Может, в "Евгении Гранде" у него получалось, потому что там разговор шел о деньгах и еде, о том, что самому Бальзаку бывало крайне нужным, а тут он пытается расширить ареал проблем, но его эмпатии не хватает?
В конце-концов кузены переходят к физическому абьюзу. Кузина, пытаясь вырвать письмецо из сжатого кулака девочки, бьет им по подоконнику, кусает руку, идет кровь. В итоге боятся, что ей придется отнимать пальцы или даже руку. Почему кстати? Заражение крови? Как обычно, медицинские проблемы у Бальзака никак не обоснованы. Кузенов пытались судить, но из-за провинциальных интриг и разгильдяйства дело кончилось пшиком.
Но. До этого еще есть эпизод: "В этот момент бедняжка Пьеретта со всего размаха ударилась головой о дверь, которую судья оставил открытой". В итоге у нее образуется скрытая черепно-мозговая травма, которая требует операции. Бальзак, аллё, ты эту фразу со слов подозреваемых записывал, что ли? Что за "сама ударилась об дверь"?! Ты сам тут нам нагнетаешь, как ее в этом доме гнобят, и тут такое выдаешь!
И вот так вот всё там: книга, которая могла бы превратиться в одно из первых (и прекрасных) документаций семейного насилия над детьми, происходящего при молчаливом попустительстве соседей, превращается в наивное лоскутное одеяло, вызывающее зевоту. А ведь еще там есть сцены невинной целомудренной любви и девичьей непосредственности. Которые вообще вызывают ржач.
Ах да, не забудем и deus ex machina, еще один симптом "плохого Бальзака". Итак, кузина кусает руку Пьеретты до кровищи, та в изнеможении помирает, ее возлюбленный в истерике бьется под окном. И тут из ниоткуда возникает бабушка Пьеретты, которая и отдала ее на воспитание пару лет назад. И стоит такая мрачным обличительным взглядом сверлит. Вдобавок, за это время она обзавелась гигантским состоянием (старый клиент мужа вернул долг). Но бабушка как-то была занята своими делами, и вот в городок завернула к шапочной раздаче только потому, что воющий возлюбленный к ней воззвал.
Бабуля на руках выносит девушку из рокового дома, ее начинают лечить: найден гнойник под черепной костью, требуется трепанация. Операцию делает сам Бьяншон, но неудачно: светлый ангел отлетел.
Зачем эта книга? Зачем эти сопли? Как пример для юных читательниц? Вряд ли, чего хорошего в идее "Будь, как Пьеретта", ведь та в итоге сдохла. Чтобы просто выжать слезу? Видимо, да.
Категорически не рекомендую.