Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» в Третьяковке о лучших балетах мира: мой фоторепортаж

Вчера в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» (до 5 февраля 2023), посвященная самому блестящему и новаторскому периоду русского, да и в общем, мирового балета: "Русским сезонам" Сергея Дягилева, к созданию которых он привлекал не только лучших хореографов и танцовщиков, но и лучших художников. А их в эпоху Серебряного века, как вы понимаете, было много.



На этой выставке Третьяковка представила предметы своего собрания, имеющих отношение к теме.



В основном это графика (эскизы художников для спектаклей), и тем эта выставка особенно важна, поскольку графику нельзя показывать в постоянной экспозиции всегда, ей нужно давать долговременные перерывы "для отдыха". Поэтому выставки с графикой рекомендуется "ловить".

Также в проекте много архивных фото и других документов.
Однако ядром выставки стала коллекция подлинных сценических предметов, приобретенных музеем в 2021 году при поддержке компании "БиПи Россия". Директор музея Зельфира Трегулова на пресс-конференции говорила, что за эту коллекцию в Британии торговались несколько лет, стартовая цена была 1 млн. фунтов, но ей путем упорных переговоров ее удалось спустить в несколько раз. Так что теперь в собрании музея есть настоящий дягилевский реквизит.

Самый мелкий предмет в нем -- пуанты Карсавиной. Они покрашены в черный цвет (по легенде, самим Бакстом), и даже это было прорывом: они не белые, как положено было испокон веков!



В составе выставленной коллекции костюмы, сшитые по эскизам Николая Рериха, Леона Бакста, Натальи Гончаровой и т.д.
Вот рериховский костюм для "Весны священной", рядом фотографии постановки, а на мониторе -- видео, правда современные. В сопровождении музыки. Она и сейчас тревожит, страшно представить, как она впечатляла неиспорченных людей сто с лишним лет назад.




Дягилев поставил (и оставил неосуществленными) огромное количество спектаклей, и данный проект не ставил своей целью рассказать об них всех. Тут, кажется, всего около десяти балетов -- самые легендарные, те, для которых были созданы самые лучшие эскизы теми художниками, которые сейчас считаются столпами русского искусства.

Мои любимые костюмы Ларионова -- это Лешие.





Костюмы Бакста для "Тамары" и "Синего бога". очень странно понимать, что это подлинные ткани, в которых танцевали Нижинский, Карсавина... И, глядя на их яркие краски, осознаешь, насколько все-таки фотографии и чудом сохранившиеся видеозаписи не передают эффекта. А вот эскизы художников передают отчасти, однако совсем другое, уж больно бурной была фантазия художников.




Каждому спектаклю посвящен один зал, в который собраны экспонаты по теме: эскизы, фото, если есть -- костюмы и видео. Работ маслом практически нет; эскизы занавесей Головина и Серова, кажется, это темпера. Есть ощущение, что в Третьяковке таится еще многое по теме, хочется увидеть. Вообще, данная выставка получила подзаголовок "Генеральная репетиция" не только из-за театральных ассоциаций: дело в том, что потом на базе показанного здесь подхода планируется сделать зал Дягилева в постоянной экспозиции. Я спросила Трегулову, как же она будет "постоянная", если это графика, она ответила, что будут ротировать. Увы, портреты Дягилева в основном в Русском музее, не дополнить...




Помимо осуществленных легендарных балетов, тут эскизы и для невоплощенных. В первую очередь это "Испания" на музыку Равеля и Альбениса, от которой остались шикарные эскизы Гончаровой.




И ее же "Литургия", с мотивами иконописного авангарда. Очень здорово увидеть эту серию в собрании Третьяковки, обожаю ее.



Это ведь тут поталь, да?




Вот зал, посвященный рериховским работам для "Князя Игоря". Если карсавинские пуанты самое маленькое из британской коллекции, то на втором месте наверно эти сапоги.



А самое большое -- тоже рериховское. Это гигантский занавес, метров на двадцать. Он сейчас на реставрации, однако при входе на выставку не пропустите круглую выгородку, где воспроизведен его фрагмент. Здесь же справа -- его эскизик.



Матисс. Китайский костюм для "Песни Соловья" Стравинского.




Как обычно, я наснимала гигабайт кадров, но делюсь с вами лишь некоторыми.

Эскизы Гончаровой для "Свадебки".





Самое яркое, пожалуй, это работы Гончаровой и Ларионова для "Золотого петушка"







а также для "Жар-птицы" (тут еще и Головин).






Предпоследний зал посвящен архивным фото, а остальные стены в нем воспроизводят балетную студию. Можно попробовать себя у станка...



Очень интересно, в какую именно постоянную экспозицию это в итоге воплотится.

***

"Дягилев. Генеральная репетиция"
4 октября 2022 – 5 февраля 2023
Новая Третьяковка на Крымском валу

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/dyagilev-generalnaya-repetitsiya/


Tags: avant-garde, балет, выставки, серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

Posts from This Journal “выставки” Tag