Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Утраченный портрет Сергея Эфрона работы Магды Нахман

Про загадочный предмет, который висит в одном московском музее.

Тут новость: портрет Марины Цветаевой работы Магды Нахман передали в московский дом-музей Цветаевой.

По этому поводу стала читать про художницу:
http://project1277997.tilda.ws/page5553470.html

"...В Коктебеле Магда познакомилась с Мариной Цветаевой, ее мужем Сергеем Эфроном и его сестрами, Елизаветой и Верой. Среди множества этюдов и зарисовок этого лета сохранилось немногое. Портрет Марины Цветаевой работы Магды — это единственный живописный портрет, сделанный с натуры при жизни поэта.

Портрет Сергея Эфрона, эскизы к которому были сделаны тогда же, был закончен в Москве осенью 1916 года. Местонахождение портрета неизвестно — он сохранился только на фотографии Анастасии Ивановны Цветаевой, сделанной в ее комнате незадолго до ареста. Анастасия Ивановна так описывала момент, когда впервые его увидела:

«Мы в Марининой комнате. Аля ластится к матери. Напротив дверки, чуть вправо, над спартанским ложем, — пружинный твердый матрац. На дощатой раме, крытой рыжим рядном, висит портрет Сережи, почти в натуральную величину.

— О, Магда закончила (я, отойдя, чтобы лучше охватить взглядом) хорошо... чудная кисть ее! И очень похож.

Сережа смотрел на нас, лежа в шезлонге, и была во взгляде его тишина».
(Анастасия Цветаева. Маринин дом //
Неисчерпаемое. Москва: Отечество, 1992. С. 141.)

Магда работала над портретом Эфрона долго, по словам Цветаевой, «сводя его с ума своей черепашестью». А вот что записала Оболенская о работе Магды в Коктебеле над эскизами к портрету:

На балконе стыло ложе:
Магда, к стенке отодвинув
Холст, терзаемый с утра,
Даровала мир Сереже."

А.И. Цветаева в своей комнате на фоне портрета Сергея Эфрона. Фото конца 1920-х гг.

__________

Смотрю на упомянутую черно-белую фотографию.
Иду в свою фотосъемку из дома-музея Марины Цветаевой в Москве и нахожу этот портрет Эфрона. В госкаталоге его нету. Может в доме-музее быть цветная копия? Или все-таки подлинник, о котором не знали авторы статьи (сайт 2019 года)?



На мой вопрос, заданный в фейсбуке, был получен следующий ответ:

Наталья Шаинян: Рассказываю как сотрудник музея. Оригинал работы Нахман МЦ, уезжая в эмиграцию, оставила сестре Анастасии - именно в асиной комнате в коммуналке сделано это единственное его чб фото. Этот портрет у Анастасии был конфискован при аресте вместе с ее архивом и пропал на Лубянке - во всяком случае, запросы туда уже в наше время ничего не дали. Портрет, который сейчас на экспозиции - конечно, не особо точная копия, заказанная к воссозданию мемориальной обстановки в девяностых.

***

И, в общем, это логично, учитывая плохое качество живописи этого портрета. Нахман, ученица Петрова-Водкина, все-таки более энергично работала с плоскостями.
Tags: серебряный век
Subscribe

Posts from This Journal “серебряный век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments