Пресс-служба Русского музея сообщает:
В Михайловском дворце открывается выставка «"Портрет молодого человека в зеленом кафтане" кисти Ивана Никитина» (1 сентября—31 октября 2022).
На экспозиции представлена вновь определенная работа знаменитого художника, дополненная другими его произведениями из собрания Русского музея.
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» впервые выставлен после реставрации и установления авторства.
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» (конец 1720-х – не позднее 8 августа 1732) поступил в Русский музей императора Александра III в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века.
Гипотеза об авторстве Ивана Никитина по отношению к этому замечательному портрету была окончательно подтверждена лишь в середине 2010-х годов, в результате разностороннего исследования и фундаментальной реставрации, которая была поручена ведущему реставратору мастерской масляной живописи Русского музея Н. Е. Романовой.
В процессе расчистки выяснилось, что авторская живопись портрета вполне сохранна. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу, выявились изысканность цветового решения и выразительность эмоциональной характеристики. Автор не до конца завершил портрет. Однако незавершенность не лишает это произведение выдающихся художественных качеств.
Публикация новооткрытого портрета кисти Ивана Никитина – сенсация в изучении искусства петровского времени. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой выдающийся живописец петровского времени Андрей Матвеев.
Экспозицию дополнят другие живописные произведения Ивана Никитина из собрания Русского музея.
Выставка будет проходить в Садовом вестибюле Михайловского дворца.
https://www.rusmuseum.ru/mikhailovsky-palace/exhibitions/portret-molodogo-cheloveka-v-zelenom-kaftane-kisti-ivana-nikitina-/
+ UPD из пост-релиза
Первая идея об авторстве Никитина по отношению к этому портрету высказана музеем еще в 1980-х годах после комплексного технологического исследования. Однако, в связи с тем, что авторская живопись была искажена слоями потемневшего лака и поздними реставрационными записями, окончательные атрибуционный вывод сделать было невозможно. К примеру, пленка старого пожелтевшего покровного лака не позволяла даже точно определить цвет одежды персонажа: долгое время цвет кафтана ошибочно считался голубым.
С середины 2010-х годов проводилась масштабная реставрация полотна, которая была поручена Наталии Романовой - ведущему реставратору мастерской масляной живописи. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу. Портрет считается незавершенным. Однако незавершенность не лишает это произведение выдающихся художественных качеств. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой известный живописец петровского времени Андрей Матвеев. Датировать портрет следует концом 1720-х годов (до1732 г.), - когда Иван Никитин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Поводом для ареста был пасквиль на Феофана Прокоповича, знаменитого религиозного и общественного деятеля. Однако, истинная причина в том, что Никитин был в числе сторонников передачи русского престола не Анне Иоанновне, а ее сестре Екатерине, в замужестве герцогине Мекленбургской.