Вот мой фоторепортаж с неё.
Вот главный шедевр коллекции: «Распятие» XV века, которое оказалось за рубежом в 1929–1932 годах во время международной выставки, организованной Грабарем.
Но вообще икон 15-16 веков в коллекции меньше всего, что совершенно логично.
Ранее я уже выкладывала ссылку на свое интервью с коллекционером Игорем Сысолятиным. Он весьма любопытно рассказывает о своем подходе к коллекционированию.
В его собрании около тысячи вещей, но тут выставлено примерно триста, отобранных кураторами. И они, по желанию владельца, охватывают всю историю дореволюционной русской иконописи начиная с 15 века, а также максимальное число школ. Выглядит это достаточно эклектично, обычно собиратели все-таки концентрируются на какой-то отдельной теме, однако увидеть столько нового материала зараз было интересно.
Иконы здесь самого разного уровня и размера, и в этом одно из достоинств выставки именно частного собрания, так как в государственных музеях обычно выставляются иконы "музейного" уровня, и подлесок этого жанра, основная масса ускользает от нашего внимания.
Однако крутых вещей тут тоже много, с редкой иконографией, так что "музейный уровень" тут идет вперемешку с "антикварным".
Единственным недостатком выставки является ее размещение: в Музее русской иконы несколько этажей, и выставка занимает несколько залов на разных этажах. То есть ты ходишь, постоянно переходя из постоянной экспозиции (собрания покойного Абрамова) в залы выставки, и это сбивает. Но, конечно, чувствуешь, какой разный подход к собирательству у Абрамова и Сысолятина, хотя тема, казалось, одна (Абрамов тоже стремился объять все).
На залах нижнего яруса разместились самые ранние иконы, потом, поднимаясь по лестнице вверх, мы попадаем в 18 век, затем в 19 и начало 20-го, эпоху модерна. Все логично размещено, эффектная подсветка.
Обожаю иконопись в стиле барокко, она такая странная.
Я не являюсь знатоком иконописи, я просто тихо фанатею, однако уверена, что специалисты обнаружат тут много необычного. К выставке, кстати, издан с помощью экспертов Музея русской иконы огромный двухтомный каталог, очень тщательный.
М
Люблю такое экспонирование, когда образ показывают рядом с его ризой. Это такой говорящий срез времен сразу.
Как обычно, тут в фоторепортаже я выкладываю не все свои 200 фотографий (безумная женщина, зачем они тебе на компьютере, мариновать?), а лишь самые лучшие, заманиваю.
Еще одно различие от экспозиций государственных собраний икон -- другой подход к реставрации работ: вещи гораздо активней "приведены в порядок". Это, в принципе, стандарт для предметов, аккумулировавшихся за счет многочисленных частных перепродаж. По словам Сысолятина, сейчас в его коллекции иконы из собраний Ильи Глазунова, реста¬вратора В. Яковлева, немецкого арт-дилера Т. Мёниуса, извест¬ных московских коллекционеров С. Урубкова, С. Ходорковского, К. Воронина, А. Липницкого, реставратора Николая Померанцева, Елизаветина.
На последнем этаже -- самые поздние (дореволюционные) иконы. Они вызывают у меня отдельный восторг теми поисками, в которые отправлялись несчастные иконописцы, вынужденные работать, когда вокруг сплошной Серебряный век с кокаинумом.
Новорожденные иконографии тоже весьма увлекательны.
А вот весьма редкая вещь, одна даже была раньше на "выставке одной иконы". Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская, с избранными святыми и праздниками (икона-триптих), 1910-е гг., Москва. Принадлежала Д.Н.Ломану. В советское время продана за рубеж. В 1970 г. выставлялась в Bowater Gallery (Лондон), где была приобретена миссис Гарольд Лезер из Гамильтона.
Примеры радиоактивного влияния "артели соборян" (т.е. тех, кто расписывал киевский собор св. Владимира) -- Нестерова, Васнецова, Врубеля и проч. на исконное древнерусское искусство.
В общем, огромная выставка с редкими вещами, рекомендую.
До 1 октября 2022
http://new.russikona.ru/events/228