Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Гименей-трансвестит на празднике Приапа

Картина, о которой шла речь в загадке прошлого четверга.
Такое любопытное описание сюжета, что я вынесу его сюда отдельно.


Nicolas Poussin. Himeneus travestido assistindo a uma dança em honra a Príapo. 1634-1638. Museu de Arte de São Paulo

Николя Пуссен. "Наряженный женщиной Гименей наблюдает за танцем в честь Приапа".


На сайте музея подробное описание:

...на картине, чья длина составляет почти четыре метра, изображен ритуал женского танца вокруг статуи бога плодородия Приапа. Переодетого Гименея можно узнать по его воинским сандалиям, в отличие от женщин, которые танцуют босиком.

Согласно Максу Фридлендеру (1967, стр. 153), иконография  картины вдохновлена ​​​​эпизодом из «Immagini degli Dei» за авторством мифографа Винченцо Картари (Падуя, 1556 г., стр. 172).

Это история молодого афинского эфеба Гименея (тёзки бога брака), который переодевается рабыней, чтобы оставаться рядом со своей возлюбленной во время ритуального празднества в честь Приапа.

Гименей изображен на картине справа, а его возлюбленная, вероятно --  молодая женщина, стоящая на коленях перед идолом. В тексте Винченцо Картари сюжет заканчивается женитьбой, когда герой спасает девушку от пиратов.

Хотя отождествление сюжета картины с историей из  «Immagini degli Dei», предложенное Фридлендером, теперь общепринято, однако согласно повествованию Картари, Гименей был свидетелем Элевсинских мистерий в честь богини Деметры, а не мужского божества Приапа.

Судя по размеру и другим признакам картина является парной к другому полотну Пуссена  -- "Охота Мелеагра", которое находится в Прадо и происходит из дворца Буэн-Ретиро. Однако невозможно восстановить иконографическую программу, по которой Пуссен создал этот комплекс полотен.



С другой стороны, некоторые исследователи сомневались в авторстве Пуссена.

Точное происхождение полотна неизвестно. Оно могло быть частью собрания Кассиано даль Поццо, крупнейшего римского коллекционера работ художника (которому, по письменным источникам, принадлежали некие "Охота" и "Жертвоприношение" Пуссена).

В музее в Лиссабоне был обнаружен рисунок конца 18 века по картине, вероятно, сделанный для дальнейшего гравирования, с надписью, которая совершенно ясно доказывает, что картина тогда входила в состав испанской королевской коллекции. Обе картины Пуссена занесены в опись Королевской коллекции, составленную в 1701 году после смерти Карлоса II. Мы ничего не знаем о том, как они попали в Испанию, но они вполне могли быть отправлены в подарок королю папой или каким-нибудь происпански настроенным кардиналом. Предположительно, бразильская картина исчезла из королевской коллекции во время наполеоновских войн (как и многое другое). По другой теории, картины были сразу заказаны испанским королем. Наконец, согласно старой традиции, они были заказаны для римского Палаццо Боргезе.


Tags: древняя греция
Subscribe

Posts from This Journal “древняя греция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments