Как гласит пресс-релиз, выставка посвящена вещному миру японского чайного действа тя-но ю, особой культурной практики приготовления и питья зелёного чая, сформировавшейся в Японии на основе обычая совместных чаепитий среди монахов и мирян, идей дзэн-буддизма и канонов традиционной эстетики.
Проект приурочен к 500-летию со дня рождения выдающегося мастера, основоположника классического чайного действа Японии — Сэн-но Рикю.
Вот его портрет, предоставленный на выставку из российской частной коллекции.
В масштабной экспозиции можно увидеть более 100 музейных предметов. Представлены все основные типы чайной утвари: керамика Китая, Юго-Восточной Азии, Кореи и Японии XIII-XXI веков, изделия из лака, дерева и металла, а также живопись, которая сопровождала чайные собрания, украшая нишу токонома в комнатах и павильонах.
Это предметы из собрания Музея Востока и частных коллекций, в основном с 17 века до нашего времени. Яркого японского искусства, которое обычно привлекает широкую публику, здесь нет: тут представлено лаконичное и строгое, дзенское. Те, кто любит и ценит восточную медлительность чаепития, оценит "простоту" представленных вещей.
Еще отрывок из релиза: "Гравюры позволяют увидеть порядок проведения церемонии в домашнем обиходе конца XIX века, а мелкая пластика нэцкэ и окимоно показывают чайных мастеров глазами художников-резчиков".
Мне нравится, как японские ксилографии сочетаются с интерьером ампирного особняка музея.
Выставка построена так, чтобы зритель мог познакомиться с разными стилями и этапами формирования современного чайного действа: чаепитиями с использованием драгоценной китайской утвари в XIII-XV вв., скромной церемонией Сэн-но Рикю, чаепитиями для крупных феодалов в XVII-XIX вв., возрождением интереса к тя-но ю в ХХ в. и авангардными течениями XXI века.
Если вы не знакомы с культурой восточных чаепитий, то, быть может, вы не оцените "скромность" представленных предметов. Я рекомендую ходить с экскурсией: рассказы о том, что скрывается за каждой из представленных вещей удивительны.
Вот образцы кинцуги - искусства реставрации разбитого с помощью золота, так, чтобы швы были подчеркнуты, а не скрыты.
А если не знать, то при рассматривании скользящим взглядом можно и не обратить внимание на то, что тут такого особенного.
Ну и более яркое.
Несколько
Свитки -- не шедевры каллиграфии, но очень любопытны, они прекрасно иллюстрирую концепцию выставки.
Фотографии не могут передать прелесть этой тисненой бумаги. Вообще, все так тонко, приглушенно.
Даже захотелось переделать свою квартиру в японском духе. Впрочем, как захотелось, так и перехочется, подлинников-то у меня нету.
Человек, который умеет нарядиться к вернисажу.
Музей Востока, до 18 сентября
Билеты и расписание экскурсий тут