Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Ренессансные мальчики из реквизита советского кинематографа

Что за принцы, выточенные из дерева, скрываются в полумраке "Небесного тихохода" и других советских лент? Расследование искусствоведа, гостевой пост от Дианы Кабардинцевой, телеграмм-канал https://t.me/artbizarr

Пересматривала тут в дороге "Небесный тихоход" и увидела в кадре с опереточными фрицами знакомую статую мальчика-пажа. В немецкой каске.





На самом деле никакой каски у этого пажа нет, и вообще их двое. Это самый популярный реквизит Ленфильма для создания "исторической" атмосферы: пажи снимались и в "Шерлоке Холмсе", и в "Двенадцатой ночи" и много еще где. Будете пересматривать классику - обращайте внимание.




Откуда на киностудии взялись эти венецианские мальчики, неизвестно. Возможно, их национализировали после революции в каком-нибудь богатом доме - такие парные статуи часто ставили при входе, чтобы "встречать" гостей. Экскурсоводы Ленфильма смело рассказывают, что это деревянная скульптура 16 века. То, что они одеты по моде 16 века - вполне вероятно, а вот то, что тогда их и сделали, не факт.



Небольшой поиск в гугле выдал очень похожего пажа работы венецианского мастера Валентино Панчиера, известного как Бесарель. И паж этот атрибутирован 1850 годом. Если присмотреться к его одежде, рукавам с разрезами, и особенно к орнаменту на его цепи (ромб/цветок), то можно увидеть его сходство с одним из ленфильмовских пажей.




Я конечно не эксперт по антиквариату, но рискну предположить, что "16 век" у нас тут сразу превращается в 19-й.
Еще бы, дал бы кто-нибудь Ленфильму 16 век туда-сюда по павильонам таскать.

Надо будет при случае присмотреться к постаментам ленфильмовских пажей, вдруг там указана мастерская Бесареля. Известный, между прочим был мастер, имел на Большом канале мастерскую, занимался мебелью и скульптурой, ему покровительствовал Эдуард VIII (принц Уэльский). В 56 лет отрезал себе по неосторожности пальцы правой руки, но работал с протезом (!) еще 17 лет и умер в 1902 году. Если наши пажи - его, то у ленфильмовских экскурсоводов появится новая интересная история. Вернусь, схожу обязательно, благо Ленфильм у меня за углом.

ЧАСТЬ 2-Я

Вопрос атрибуции ленфильмовских пажей благополучно разрешился с помощью прекрасной подписчицы Ксении. Она в свое время сфотографировала их постаменты и там стамеской по деревянному написано, что это Венеция, мастерская Бесареля, как я и написала. То есть не 16-й, а 2-ая половина 19 века. Что и требовалось доказать 😃🔥

Гештальт закрыт, всё, расходимся




Исходные посты:
https://t.me/artbizarr/1458
https://t.me/artbizarr/1480

Tags: историзм, картина как персонаж, скульптура
Subscribe

Posts from This Journal “картина как персонаж” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

Posts from This Journal “картина как персонаж” Tag