Проект, которого ждали очень долго, а в этом году ожидание подогревалось тревожными новостями из Парижа, откуда с выставки в фонде Louis Vuitton должны были вернуться именно эти картины. Было очень приятно вновь встретиться со знакомыми с детства шедеврами, а мастерство кураторов, создававших выставку, позволило взглянуть на них немного с новой стороны. И, безусловно, составить более цельное впечатление о братьях Морозовых, собиравших эти предметы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3618258/3618258_800.jpg)
В Белом зале в центре устроена выгородка, в котором воспроизведен Музыкальный салон из особняка Ивана Морозова на Пречистенке, который был украшен панно Мориса Дени на тему Амура и Психеи. Эти картины, как и примерно треть выставки, приехали из Эрмитажа, куда, напомню, в 1949 году были отданы по половине коллекций Ивана Морозова и Сергея Щукина, двух главных московских собирателей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3607355/3607355_800.jpg)
Выставка, посвященная Сергею Щукину, собранная на основе вещей из ГМИИ и Эрмитажа в конце прошлой недели открылась, соответствено, в Петербурге, оба проекта идут параллельно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3607702/3607702_800.jpg)
Помимо панно, в этой имитации гостиной стоят скульптуры и вазы, которые Морозов также заказывал в Париже, например, у Аристида Майоля. Вокруг, непосредственно на стенах самого Белого зала, выставлено немножко графики, чтобы не отвлекать внимания от этого мощного центра зала.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3607901/3607901_800.jpg)
Когда в ГМИИ проходила выставка про Сергея Щукина, проект рассказывал дополнительно и про его четверых братьев, каждый из которых тоже собирал искусство (но не такое передовое). Сегодняшний проект про Щукина в Эрмитаже этого не делает, петербургцы сосредоточились только на одном Сергее. Москвичи опять сосредоточились на семейственности: выставка не зря называется «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»: заглавие подчеркивает, что коллекционеров-братьев было двое, но Иван был главным, он и привез к нам главных французов. (А вообще это такая скрытая цитата из Достоевского, говорят).
Осмотрев салон, можно начать знакомство непосредственно с экспозицией. В Греческом зале нам рассказывают о брате Михаиле, который был важным промышленником и меценатом. Но его ранняя смерть не дала ему развернуться. Иван как бы перехватил эстафету у него. Нас встречает полноростовой портрет Михаила кисти Валентина Серова.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3608423/3608423_800.jpg)
Несколько лет назад воссоединенную коллекцию Морозовых показывали в Эрмитаже, и я была на той выставке. Особо она меня не поразила, ведь все экспонаты из обоих музеев, как и положено образованной девочке, в моей голове и так были вместе, рядышком. В экспонировании не было никаких сюрпризов и сопоставлений. Морозовский проект в Пушкинском музее сделан другим методом, именно так, чтобы образованным девочкам и примкнувшим к ним не было скучно (ведь половину морозовской коллекции мы обычно можем без проблем посмотреть в ГМИИ в здании Галереи западного искусства).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3608802/3608802_800.jpg)
Способ, которым проект усложнили и улучшили -- как раз и есть углубление темы. ГМИИ добавил в историю фигуру брата Михаила, который стал для брата Ивана своего рода проводником в коллекционирование. Кроме того, выставку дополнили огромным количеством произведений русских художников, и все по делу: это именно те картины, которые покупали или заказывали братья Морозовы, просто после революции их отделили от основной массы собрания и отдали в Третьяковку. Таким образом, в выставке примерно треть произведений оказалась предоставленной Третьяковской галереей, и на стенах они привольно -- так же, как до революции, соседствуют с французами. Вот тут, например, "Кабачок" Мане в центре, а слева -- "В лодке" Коровина. То есть, одна из идей выставки -- показать нам, как покупки Морозовых влияли на юных живопицев тут, в России.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3608936/3608936_800.jpg)
А вот тут Ренуар сопоставлен с Коровиным.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3609998/3609998_800.jpg)
В Греческом зале представлены и другие покупки Михаила Морозова, очевидно, под влиянием импрессионистов не находившиеся -- просто, чтобы показать характер его стилистических пристрастий как коллекционера.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3608127/3608127_800.jpg)
Слепки деликатно спрятаны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3609637/3609637_800.jpg)
На двух стенах показаны портреты членов семьи Михаила Морозова, выполненные Серовым, Маковским и проч.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3609585/3609585_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3609159/3609159_800.jpg)
В следующем зале мы окунаемся непосредственно в мир, который создавал Иван Морозов. Я не стала фотографировать отдельно экспонаты, все это (надеюсь) хорошо известные всем картины. Просто общие виды, чтобы вы почувствовали атмосферу выставки, ее архитектуру и то, что хотели подчеркнуть кураторы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3610450/3610450_800.jpg)
Кое-где есть такие небольшие витрины, которые посвящены архивной теме: это каталоги выставок и аукционов, в которых участвовал Иван Морозов, документы, связанные с его коллекцией (весь архив нашелся в ГМИИ и последние годы сотрудники занимались его изучением).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3610781/3610781_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3618994/3618994_800.jpg)
В отличии от щукинской выставки, которая казалась очень избыточной, загромождающей, тут все очень легко, чисто, элегантно и просторно.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3610227/3610227_800.jpg)
Здесь видите справа от картины рамку с листом бумаги? Это счет Морозову, выставленный продавцом, или расписка. Очень многие картины на выставке дополнены такими листами, их удалось разыскать в архиве и атрибутировать. Интересное дополнение.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3610988/3610988_800.jpg)
Статуэтка Камиллы Клодель.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3611157/3611157_800.jpg)
А здесь картины нет, вместо нее маленькая черно-белая репродукция в рамке: это "Ночное кафе" Ван Гога из коллекции Морозова, которую большевики продали заграницу. Картины у нас больше нет, а вот счета за нее остались, причем даже два (или это письма?)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3615281/3615281_800.jpg)
Аналогично представлен проданный Сезанн (вообще повезло, что до Второй мировой войны эти французы-модернисты стоили дешево, и спроса ажиотажного не было, а то их бы сплавили также активно заграницу, как старых мастеров из Эрмитажа).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3611690/3611690_800.jpg)
Почему-то именно при разглядывании статуэток мне лучше всего вообразилось, как Иван Морозов ходил, отбирал, покупал. В одном из залов его семейный уголок -- портрет кисти Серова и его же -- изображение жены, бывшей актрисы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3612615/3612615_800.jpg)
В залах все великие: Моне, Мане, Ренуар, Сезанн, Ван Гог, кого не назови, знаменитые произведения. У Морозова был великолепный вкус, он умел отбирать лучшее у маршанов Парижа.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3611495/3611495_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3611967/3611967_800.jpg)
Сезанн сам поцарапал этот натюрморт. Сейчас он защищен стеклом, чтобы не пробуждать у зрителей с атавистическими наклонностями желания тоже оставить след (по теории разбитых окон, которая отлично работает и в музеях).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3612165/3612165_800.jpg)
В зале над лестницей другие декоративные панно из особняка, на сей раз Пьера Боннара
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3612901/3612901_800.jpg)
Тут же обнаженные Коненкова, которые у Морозова стояли в компании Майоля.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3613197/3613197_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3612986/3612986_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3613567/3613567_800.jpg)
Вдоль лестницы еще Морис Дени
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3614601/3614601_800.jpg)
Не знаменитая вещь, не помню ее: Эдмон Лампрер. "Ожидание Мулен-де-ла-Галетт".
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3613917/3613917_800.jpg)
Альфред Генри Моурер. "В кафе"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3614110/3614110_800.jpg)
Луи Легран. "Ужин апача"
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3614462/3614462_800.jpg)
Дальше идет много русских вещей вперемешку с иностранными, и от этого и русские (как например, этот Головин) смотрятся по-другому, причем отнюдь не эпигонски, и французские как-то заостряются.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3614970/3614970_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3615087/3615087_800.jpg)
Малявин и Рябушкин
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3616435/3616435_800.jpg)
Хрестоматийное, можно отдельную выставку этой пары картин делать, и собирать толпы, на самом деле.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3618043/3618043_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3615590/3615590_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3616212/3616212_800.jpg)
"Красные виноградники" в фонд Луи Виттона не ездили из-за сохранности, ГМИИ только что закончил их реставрацию.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3615941/3615941_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3616758/3616758_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3617129/3617129_800.jpg)
Вазы от лучших художников, которые Морозов заказывал, недавно в ГМИИ была отдельная выставка про это.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3617492/3617492_800.jpg)
Вот еще пример влияния: вперемешку Врубель, Писарро, Сомов, Сарьян, Анисфельд, Писарро.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3616889/3616889_800.jpg)
Эмиль Отон Фриез и Наталья Гончарова
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3617752/3617752_800.jpg)
Наконец, последний зал (Эллинистический) показывает последний этап собирательства Морозова, предреволюционный, когда он развил свой вкус уже до Пикассо, причем кубистического.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3618776/3618776_800.jpg)
Мой любимый Воллар
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3618442/3618442_800.jpg)
Портрет Ивана Морозова кисти Серова на фоне его Сезанна, а рядом картины бубнововалетовцев и представителей "Голубой розы", которые ходили в особняк Морозова впитывать.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3619295/3619295_800.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3619503/3619503_800.jpg)
Ну и финальная точка. Он успел ее купить в 1913 году. А потом война... В 1918 году имущество Морозова, включая картины, национализировано. В 1919 году он сбегает заграницу, и через два года умирает от сердечного приступа в возрасте 49 лет.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3618258/3618258_800.jpg)
«Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», до 30 октября. ГМИИ
https://morozov.pushkinmuseum.art/