_________________
Помните, лет двадцать назад выходила такая серия брошюрок типа "Опера. Притворись ее знатоком", еще там было про джаз, экономику, философию и так далее. Крохотные книжки, по прочтении которых (якобы) можно было вести светские беседы на уровне. Ну так вот, я балую себя надеждою, что те, кто со мною во время этого цикла постов про бальзака таперича смогут так же -- вести прекультурнейшие разговоры на его тему, поражая обширностью познаний и проникновением в сабжект. Но без траты времени на чтение книг.
// Не, понятно дело, что я бы все равно вела трансляцию этого своего чтения, даже сидючи в глухой избушке без интернета и любых читателей. Так как я произвожу буквы, как тело пот. Автоматически, не могу не производить. (У меня еще личный дневник в ворде есть, в среднем 5 тыс. знаков в день туда записываю, но там совсем скукота: про еду, украшения, секс, косметику, отсутствие секса и то, какая я ленивая сволочь, пойди наконец и сделай что-нибудь). //
Это я к тому, что настало время рассказать вам, кто не знает, кто же такие Вотрен и Растиньяк, которые наконец появились на страницах полноценно и тем меня так радуют.
Они -- два самых знаменитых, ярких, запоминающихся персонажа цикла, появляются во множестве книг, где-то крупно, где-то пунктиром.
Вотрен в реале был Видок, тот самый бывший преступник, создатель парижской полиции. Но Бальзак его сильно преобразил, писателю не нужна была вся вот эта часть с исправлением и службе обществу. Вотрен -- преступник, и многообразие его талантов в криминале, а также то, какую именно он роль занимает в преступном мире Парижа, будет раскрываться по мере прочтения цикла. Это здоровый сильный мужчина, пугающий, невероятно умный и быстрый. В одной из экранизаций его играл Чеки Карио, надо глянуть, кажется в типаже. Убийца, вор, манипулятор, кочет. Невероятно страшная личность, пугающий чем дальше, тем больше, описанный с большим смаком.
Растиньяк -- это молодой гасконец, со всем прилагающимся к этому определению антуражем, только он родился в 1797 году, и поэтому он не мушкетер, а вынужден стать денди. У его отца-барона на родине замок, похожий на сарай, сестры ходят в затрапезе, денег нет вообще. Он приезжает в Париж и поступает на юрфак. Но со временем он понимает, что деньги начнут сыпаться ему не через карьеру, а через связи, особенно с красивыми влиятельными женщинами, и он начинает вращаться в свете, тратя на гардероб каждый грош, присланный ему из дома, лишь бы пустить пыль в глаза. Он умный, остроумный, красивый, стройный, быстрый, пылкий, понимающий. Карьеру он тоже делает -- в итоге становится министром. Бальзак явно немного завидует своему персонажу, но также явно им любуется, и не обижает его никогда (для него это не типично, он жестокий демиург). "Растиньяк" -- это имя нарицательное для зубастого молодого человека, который не упустил ни малейшего шанса. В американской литературе этого self-made man воспевали бы, а во французской культуре все-таки смотрят на него несколько свысока, как на выскочку, немного комического (ибо успех, типа, должен снисходить сам?)
***
Слагая слоганы.
Как раскрутить портновский бизнес одной фразой:
"— Я знаю, — говорил Растиньяк, — две пары брюк его работы, которые способствовали двум женитьбам, приносившим двадцать тысяч дохода в год".
***
о, Вотрен начал грумить Растиньяка, мол, потрогай мою волосатую мускулистую грудную клетку, у меня тут клевый шрамик остался.
***
Бальзак делает своё темное дело: сегодня меня клеил на улице 20-летний мальчик, и я даже не стала над ним смеяться, а просто пожалела за эту горестную, малахольную, юношескую попытку набраться пикаперского опыта. Хотела даже сто рублей дать на счастье, но потом вспомнила, что это из другой книжки, "Оливер Твист" называется. *
***
Вынесу из комментариев:
Софья, если не секрет - а зачем вам столько Бальзака?
Мой ответ: спьяну купила в ноябре собрание сочинений за авито на 1000 рублей, место занимает много, а выкидывать непрочитанным жалко. Вот сижу, читаю, мучаюсь. *
______________
* ЭТО ШУТКА
***
1813 год, последний парад Великой армии в Париже, с которого они уходят на фронт. Дальше будет только плохо: Лейпциг, Ватерлоо и проч., кровь, кишки, торговля зубами трупов и подъем стоматологического бизнеса в Европе на этом сырье. Причем Бальзак специально пишет, что мол, последний парад, немногие вернутся.
На парад смотрят персонажи -- девушка и ее отец. Отец внезапно понимает, что его дочь влюблена в одного из отъезжающих офицеров, очень расстраивается, и произносит дочери речь, мол, ты зря.
Какое было бы содержание этой речи у нормального писателя: "Дочь, ты это зря, это же последний парад, они почти все погибнут, кровь, кишки, стоматологи, я очень боюсь, что ты останешься вечно горюющей невестой, как Кончита у Алексея Рыбникова".
Какое содержание этой речи у Бальзака: "я очень расстроен, что ты в него влюбилась -- он типичный военный, бабник, пьяница, груб душой". Все. Ни слова о грядущих проблемах. Феноменально. И ведь он 1799 г.р., должен был хоть какие-то мозги иметь, подростковые воспоминания о настроениях!
***
Посмотрела советскую экранизацию "Гобсека" 1987 года. В роли юного сына графа - Константин Богомолов (см. фото), внезапно. В роли денди-соблазнителя Игорь Костолевский, забавно смотрится, уместно нагло.
Экранизация тщательная и дословная. И в меру бюджета, то есть бедненько, хотела бы сказать я, если бы в конец фильма зачем-то (то есть понятно зачем) не впендюрили внезапное попаданство рассказчика-стряпчего в Париж наших дней. И все эти советские актеры ходят на фоне бульваров и Нотр-дам, типа иллюстрируя мысль, что буржуазные аморальные типы вечны, и капитализм продолжает разлагаться и сейчас. То есть весь бюджет потратили на поездку, новую одежду и аренду автомобилей.
В связи с авто забавный коммент с кино-театр.ру: "Плохо только сработали консультанты. Гобсек, ставший нарицательным персонажем скупости, вряд-ли стал бы себе приобретать новую Autobianchi Y10 (она же Lancia Y10) за 42 990 франков в ценах того периода. Эти авто тогда входили в категорию так называемого "престижного малого класса". Взял бы себе что-то максимально простое, типа Renault или FIAT. Или даже японское. А вот W126 Mercedes-Benz S-класса графини де Ресто был как раз прекрасно подобран. Так как одновременно являлся и статусным и предлагал двигатели небольшого объема в отличие от большинства своих конкурентов, что для налоговой системы Франции было весьма актуально, особенно тогда".