Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Картины, потерянные во время пожара в маленьком городке, были найдены 50 лет спустя

Показательная история, как бардак и отсутствие нормальной документации позволяет краденому открыто кочевать по самым приличным аукционам. Их нашли две очень внимательные женщины -- библиотекарь и куратор.



Портреты 19 века, изображающие Аннатье Эльтинге и ее мужа Дирка Д. Винкоопа, богатую супружескую пару, которые были потомками первых голландских поселенцев в районе Нью-Палц, штат Нью-Йорк. Две сыщицы-архивистки — куратор и библиотекарь — помогли ФБР отследить картины, украденные в 1972 году.




Оригинал статьи:
Vimal Patel. How Paintings Lost in a Small-Town Art Heist Were Recovered 50 Years Later // The New York Times

***

Один темным вечером 1972 года, когда полицейские и аварийно-спасательные службы в Нью-Палтце, штат Нью-Йорк, стекались к пожару, охватившему здание Дома ветеранов, кто-то вынес эту пару портретов из здания в другом квартале -- Гугенотского исторического общества (Historic Huguenot Street).

Сразу же после того, как кража была обнаружена, возникло предположение, что пожар в здании Дома ветеранов иностранных войн был поджогом, устроенным, чтобы отвлечь внимание спасательных служб.

Вместе с портретами из Исторического обществали были похищены десятки предметов возрастом около трехсот лет, в том числе молитвенник, пороховой рожок, серебряные и керамические изделия, ружья и сабли. Президент Исторического общества тогда оценил эти потери примерно в 30 000 долларов. Но эта цифра, по его словам, была ничтожной по сравнению с мемориальной ценностью предметами. Портреты были важными реликвиями для этого городка -- общины, заселенной в 17 веке потомками французских гугенотов.



Портреты были написаны Эмми Филлипс (Ammi Phillips, 1788-1865), известным американским портретистом XIX века. На них изображены Дирк Д. Винкооп (Dirck D. Wynkoop) и его жена Аннатье Эльтинге, ключевые фигуры в истории Нью-Палца. Винкооп (или Винкуп) владел сельскохозяйственными угодьями, которые были важным продовольственным ресурсом во время Войны за независимость.

Многие из украденных предметов были обнаружены в комиссионном магазине Нью-Йорка, причем быстро -- всего несколько недель спустя. Но не эти два портрета 1820-х годов.

А в 2022 году, более чем через 50 лет после кражи, ФБР сообщило, что портреты возвращены законному владельцу -- Гугенотскому Историческому обществу. Это произошло благодаря настойчивой детективной работе двух местных "сыщиков" — куратора и библиотекаря.

Все началось в 2020 году, когда разразилась пандемия: тогда Кэрол Джонсон, библиотекарь Мемориальной библиотеки Элтинга в Нью-Палце и попечительница исторического общества, вместе с Джозефиной Бладгуд, куратором исторического общества, собрала выставку о человеке по имени Джейкоб Винкуп. Это был плотник из Нью-Палца, который был одним из первых местных чернокожих, получивших право голоса, ветеран Войны между Севером и югом. Отец Джейкоба Винкупа был рабом Дирка Д. Винкупа -- мужчины, изображенного на портрете (поэтому у них совпадает фамилия: бывшие рабы часто записывались под фамилиями экс-хозяев).

Этот проект напомнил им о давней краже, и обе женщины решили заняться поисками. Все, что у них было, кроме названия -- черно-белая открытка с плоховатой репродукцией обеих картин.



Прорыв произошел примерно в июне 2020 года, когда они нашли картины в каталоге-резоне Эмми Филлипса. В каталоге говорилось, что это портреты неизвестных и что они были проданы на аукционе Sotheby's в 2005 году. «Мы испытали шок, увидев их вот прям так, на виду», — сказала Бладгуд.

Архив Sotheby's за 2005 год не выложен онлайн, и исследовательницы нашли печатный каталог eBay. Изучив его, они выяснили, что картины действительно там фигурировали, и они были проданы примерно за 13 тыс. долларов -- что, кстати, очень дешево по сравнению с другими работами этого художника.

Филлипс -- "наивный", или можно сказать "провинциальный" художник. Его высоко чтят в США не только за особую эмоциональную окрашенность произведений, но и по той причине, что с живописцами в тот период на континенте глобально было туго.


Занявшись исследованием, две женщины связались с ФБР, у которого есть отдел, занимающийся преступлениями в сфере искусства. Отдел обратился к Sotheby's и призвал раскрыть данные покупателя (тот, разумеется, не знал, что покупает краденое). По словам ФБР, добросовестный покупатель благородно согласился возвратить картины. (Вернул ли аукционный дом ему деньги -- неизвестно).

Имена изображенныъ написаны на обороте картин. Однако в каталоге Sotheby's  они проходят как "неизвестные", хотя этих имен было бы достаточно, чтобы установить факт кражи. Почему аукционный дом не провел нормальной проверки -- тоже неизвестно.  «Мы не могли понять, почему Sotheby's не провел должной осмотрительности и не отыскал данные об этих картинах», — сказала Джонсон. Газета пишет, что Sotheby's не ответил на ее запрос о комментариях по ситуации.

Неизвестно, какие документы о собственности на эти картины дал Sotheby's тот человек, который в 2005 году предоставил работы на аукцион. ФБР давать комментарии газеты тоже не стал, с журналистами говорили только расследовательницы. Агенты сказали им, что "срок давности прошел".  Концы, вероятно, обрублены: с 2005 года прошло много лет, и человек, принесший лоты на аукцион, мог деться куда угодно, да и он сам мог получить эти картины вполне законно.

Агенты ФБР присутствовали на публичной церемонии по случаю возвращения картин 2 июня в Нью-Палтце.

Теперь дамы разыскивают другие предметы, пропавшие в той краже.

Tags: art & crime
Subscribe

Posts from This Journal “art & crime” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

Posts from This Journal “art & crime” Tag