В этом проекте использован принцип, кажется, не встречавшийся раньше, ну или как минимум никогда не становившийся сюжетом целой выставки -- не просто сравнение лиц одного и того же человека, написанных разными людьми, а нечто более сложное -- сравнение автопортретов и портретов.
Фотография Сергея Иванова, его автопортрет и портрет кисти Осипа Браза
35 пар "автопортрет/портрет" выставлены рядом в таких витринах-коробках, сбоку -- небольшие фотографии изображенных (некоторые из них -- тоже отличные произведения искусства, только уже фотографического).
Выставка охватывает период примерно с 1900 по 1920-е годы, т.е. максимальный взлет русской живописи -- и по талантливости, и по количеству художников, и по многообразию стилей. Начинается она с Ильи Ефимовича Репина, который еще продолжал активно творить в это время, ничуть не уступая молодым современникам.
К выставке выпущен отличный по полиграфии каталог (сейчас этим уже стоит гордиться). В нем, в частности, есть моя теоретическая статья о поджанрах портрета: "Художник рисует художника: портрет себя и портрет другого".
Дмитрий Стеллецкий: свой и кустодиевский
Отдельно мне хочется отметить, что представлены и художницы, причем не только раскрученные "амазонки авангарда", но и менее громкие, но от того не менее замечательные реалистки.
Остроумова-Лебедева: своя и малявинская
Кругликова: свой силуэт, Остроумова-Лебедева, Нестеров
Елена Киселева: автопортрет и портрет работы Людмилы Антоновой (тонкая пастель, которая не выставлялась на персональной выставки из-за плохой сохранности, а вот сейчас ее отреставрировали)
Куда же без Серебряковой. Однако тут, помимо "глянцевых селфи", типичных для нее, представлены рисунки, на которых она корчит рожи, изучая свою мимику, подобно Рембрандту в аналогичных зарисовках. Очень необычная сторона Серебряковой.
Беременный автопортрет -- редкая иконография, и очень прогрессивная. Это 1906 год, тем же годом датируется и официально "первый женский беременный автопортрет", который написала немецкая экспрессионистка Паула Модерзон-Беккер, которая еще смелее, т.к. вдобавок еще и с голой грудью.
Интересны пары, в которых женщина-художница рисует мужа: вот например диптих Делла-вос-Кардовской. Редкая возможность увидеть его вместе, обычно он разлучен между ГТГ и ГРМ.
Фаворский и Мария Дервиз написали себя с друг другом. В своей статье в каталоге я отдельно пишу о том, что некоторые мужчины показывают своих жён как художниц, а другие -- просто как жён, и это конечно разница в отношении большая.
Елизавета Потехина -- ученица и жена Фалька, под своей кистью и его.
Семейный уголок: слева известный автопортрет Фалька в шляпе, а рядом его портрет кисти Потехиной, очень непривычный образ и очень интересный.
Редкий рисунок - автопортрет Ларионова с неопознанной бабой, ну и знаменитый портрет кисти Гончаровой.
Семейный уголок Константина Чеботарева и Анастасии Пластуновой. Удивительно высокое количество семейных партнерств было у нас в то время, и таких талантливых.
Степанова и Родченко
Еще есть отдельные автопортреты, около 10, к которым не удалось подобрать пару чужой руки, однако они такие классные, что кураторы не устояли перед искушением все-таки их выставить.
Николай Шестопалов -- лицо надо специально искать
Николай Ульянов -- а тут наоборот, в зеркалах умножение себя
Завораживающий Добужинский
Татлин -- из Костромского музея-заповедника, редко выезжает, ловите момент увидеть
Вернемся к сопоставлениям пар. Любопытно разглядывать их не только из-за разниц в точке зрения, но и из-за того, как меняются люди с возрастом, как меняют свой имидж, как меняется доминирующий художественный стиль.
Головин Головина и Елены Поленовой в испанском костюме
Виктор Барт в 1911 году, и в 1953 -- у Марии Синяковой
Сарьян на селфи и у Николая Ульянова
Душераздирающий инвалид-Кустодиев, рисующий свой горький обнаженный автопортрет -- и рядом цивильный от Верейского
Василий Беляшин -- с самоваром свой, и в костюме Ивана Куликова
Нарочно не даю крупных планов, но тут нельзя удержаться, такой умилительный
Ранний Бродский - автопортрет и рисунок Кустодиева
Максимилиан Волошин, в автопортретах упражняющийся в кубизме (уж не с целью ли выглядеть стройнее?) и портрет Остроумовой-Лебедевой
Георгий Якулов с разных ракурсов (знаменитого от Кончаловского не привезли)
Эта шикарная экспозиция, которую я показала вам меньше половины, находится на минус первом этаже музея. А на третьем располагается спецпроект, посвященный Федору Шаляпину, которого изображать обожали все современники. А поскольку он сам баловался живописью, рисунком и скульптурой, то, дополнив зал его автопортретами, кураторы сочли его вполне удоволетворяющими условиям задачи проекта. Так что вот, целый зал про Шаляпина с разных точек зрения.
Василий Шухаев. 1934
Отличная графика: в роли Дон Кихота
Демон
Дон Базилио из "Севильского цирюльника"
Карикатуры, конечно, лучше смотреть вблизи
Фарлаф (+ уцелевший костюм Фарлафа)
Не смогли привезти знаменитого лежащего кисти Григорьева, зато приехал великий кустодиевский, в шубе.
В общем, необыкновенно увлекательное зрелище вышло, если есть возможность, посетите обязательно.
"Точки зрения"
Музей русского импрессионизма, Москва
до 2 октября 2022
http://portraits.rusimp.su/