Молодой Пикассо, в особенности в фазе "Голубого периода", находился под сильным влиянием своего великого предшественника. "Сюрреализм" Эль Греко завораживал его: вытянутые контуры фигур, странно искривленное пространство, ирреальная колористическая гамма...
На выставке в Базеле покажут 30 пар картин обоих авторов.
Влияние Эль Греко на молодого испанца было тем более острым, что он оставался забытым несколько веков, и был заново "открыт" в Испании только в 1900-е годы.
Преклонение Пикассо перед Эль Греко в его раннем периоде давно признанно, но также было принято считать, что при переходе к кубизму его интерес к Эль Греко уступил место другим влияниям, особенно к доримскому иберийскому искусству, которое помогли ему перейти от Голубого и Розового периодов к его кубистической "революции". Также принято считать, что влияние Эль Греко совсем исчезло в последние десятилетия творчества Пикассо.
Кармен Хименес, главный куратор базельской выставки, наоборот утверждает, что Эль Греко был не просто юношеским увлечением, а страстью а всю жизнь. «Эль Греко был первой любовью Пикассо, — говорит Хименес. «А у первой любви всегда есть свежесть».
Справа -- картина 1967 года из т.н. поздней серии "Мушкетеров" Пикассо, которая прямо названа автором в честь старого мастера -- «Доменико Теотокопулос ван Рейн да Силва».
11.06.-25.09.2022
https://kunstmuseumbasel.ch/en/exhibitions/2022/picasso-elgreco