«Разговор с фининспектором о поэзии» Владимира Маяковского:
Факсимильное издание. Исследования. Комментарий
Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин.
СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. —
208 с.: ил. + вкладка 20 с. [факсимиле книги 1926 года]. — (Серия AVANT-GARDE; вып. 23).
ISBN 978-5-94380-324-6
В 1926 году Владимир Маяковский предпринял одну из последних своих радикальных эскапад — отдал в печать стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Это не только гимн поэтическому искусству и не только едкая насмешка поэта над бюрократией. В этом произведении демонстрируются в том числе вещи весьма «деликатного» свойства — обозначен уровень писательских доходов, совершенно недоступный для любого рядового гражданина СССР. Стихотворение было издано в виде отдельной книжки, в оформлении Александра Родченко, а затем напечатано в журнале «Новый мир». Впоследствии многие строки стали крылатыми.
«Разговор с фининспектором о поэзии» — это одновременно литературный манифест, социально-политическая декларация, подобие финансового отчета, скандальный жест, а также инвектива в адрес безликого чиновника — артикулированная с неприкрытым сарказмом и едва сдерживаемым бешенством.
В настоящем издании эпатажный манифест Маяковского впервые подробно комментируется и воспроизводится факсимильно; детально проанализированы перипетии борьбы поэта с финансовым ведомством, публикуются финансовые документы из фондов Государственного музея В. В. Маяковского (включая налоговые декларации и неизвестные письма-заявления поэта), а также собраны карикатуры и пародии на Маяковского, связанные с темой его гонораров.
► Книга на сайте издательства (обложка и оглавление):
https://eupress.ru/books/index/item/id/406
[ развороты]
Иван Аксенов: одописец Эйфелевой башни.
Полное собрание стихотворений
Сост., статья и коммент. Алессандро Фарсетти.
СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022. —
264 с., 100 илл. + 12 с. вкладка [факсимиле книги 1920 г.]. — (Серия AVANT-GARDE, вып. 22).
ISBN 978-5-94380-342-0
Иван Аксенов (1884–1935) — одна из ярких фигур русского авангарда. Тонкий критик, эрудит, переводчик, он автор первой в мире монографии о Пикассо (1917), ряда исследований о театре эпохи Шекспира, соратник Мейерхольда, учитель Эйзенштейна (и его первый биограф). Вместе с тем Аксенов был и драматургом, и прозаиком, и поэтом: его стихотворчество впечатляет своей оригинальностью, хотя современники уделяли ему мало внимания; при этом он около двух лет возглавлял Союз поэтов. После книги стихов «Неуважительные основания» (1916), вышедшей под маркой футуристической «Центрифуги», ему удалось издать только несколько отдельных стихотворений. Рукопись второй книги стихов «Эйфелея» (1916–1918), содержащей 30 од Эйфелевой башне, без малого сто лет оставалась в архивах. Проект третьей книги стихов «Оды и танцы» (начало 1920-х) не был осуществлен. Настоящая публикция — первое научное издание поэзии Аксенова. Все тексты сопровождены подробным комментарием. При этом целый ряд текстов и документов впервые вводятся в оборот, а проект неосуществленного издания «Ода Выборгскому району» (1920), оформленного художником Георгием Ечеистовым и сохранившегося в семейном архиве, воспроизводится факсимильно. Визуальный ряд насчитывает 100 редких иллюстраций, в т. ч. из коллекции Костаки (Музей современного искусства в Салониках) и частных архивов.
► Книга на сайте издательства (обложка и оглавление):
https://eupress.ru/books/index/item/id/399
[ фото страниц и содержания]
Переиздан большой том вокруг итальянского авангарда:
ПОВАРЕННАЯ КНИГА ФУТУРИСТА:
Манифест Ф. Т. Маринетти и Филлиа «Футуристическая кухня».
(Комментированное издание)
Серия AVANT-GARDE
Книга-манифест «Футуристическая кухня» (1932) Ф. Т. Маринетти и Филлиа (псевдоним Луиджи Коломбо) является эстетическим и теоретическим фундаментом грандиозной футуристической кампании по выдвижению на мировой уровень итальянской кухни. Авторы предлагают реорганизацию всех аспектов человеческого бытия во имя достижения «гармонии между нёбом человека и жизнью нашего века». Основная идея манифеста связана с провозглашением свободы итальянской кухни от европейских блюд, а языка — от заимствований. Помимо гастрономической, языковой и эстетической революции предлагается и решение экономических проблем, поскольку футуристический кухонный манифест — это «ответ мировому кризису», «оптимизм на столе» — что придает особую актуальность для его публикации в России.
Издание впервые знакомит российского читателя с экстравагантным опусом Маринетти / Филлиа. Вместе с тем в этом издании впервые дается подробный комментарий, не имеющий аналогов и на Западе. Книга также снабжена двумя исследованиями, аннотированной библиографией и 150 редкими иллюстрациями; она способна стать генератором новых смыслов на пересечении мировой, итальянской и русской гастрономий и культур.
► Книга на сайте издательства (обложка и оглавление):
https://eupress.ru/books/index/item/id/403
[ развороты]
► Все книги серии AVANT-GARDE можно приобрести на сайте издательства
https://eupress.ru/books/index/view/series/13