Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Копипаста Рубенса: две потягивающиеся девушки вместо одной

Интересный вопрос поступил от читателя goblinnss:

Совершенно случайно обратил внимание на совершенно одинаковые изображения девушек на картинах Рубенса "Даная" и "Похищение дочерей Левкиппа" — как такое могло произойти? Действительно Рубенс каким-то образом "вставил" в новую картину девушку из старой, или причина в другом?





[Крупно]





Отвечаю:

В принципе, для художника совершенно нормально использовать один и тот же удачный набросок позы натурщицы для картин с разными сюжетами, и удивляться этому не стоит: все в дело. Но чем профессиональней мастер, тем незаметней он это делает.

В данном же случае, когда я открываю репродукции, мне бросается в глаза разница качества живописи знаменитой картины ("Дочери Левкиппа") и малоизвестной ("Даная"). Вторая слабее.

Почитаем этикетаж. Первая -- тысячу лет в Мюнхенской пинакотеке, авторство ее бесспорно.
Вторая -- в США. Уже повод волноваться. Не в Метрополитен или Нац. галерее -- еще более волнительно. Музей Ринглинга, Сарасота (John and Mable Ringling Museum of Art), о боже.
Идем на сайт музея и читаем, что они там думают об этой картине (т.к. подписи в интернетиках могут сильно отличаться от музейной атрибуции).

В онлайн-коллекции находим экспонат.
В качестве автора честно указано "circle of Peter Paul Rubens".
То есть, когда м-р Ринглинг покупал картину, ему ее, скорей всего, продали как шанхайского барса как настоящего Рубенса, но за век бытования в музее специалисты разобрались и переатрибутировали, что это некто анонимный, из круга Рубенса, подражавший его стилю.

То есть моя версия оправдалась, дело было так:
анониму очень понравилась роскошная женщина с "Похищения дочерей Левкиппа", но не нравился сам сюжет, а также наверно другая девушка и два посторонних гражданина. Он попросту скопировал центральную даму с подлинника, и из модных на тот момент сюжетов мифологии выбрал тот, к которым бы подошла эта поза. (Вполне возможно, что это была воля не художника, а даже заказчика). Предполагаю, что сам Рубенс эту "Данаю" не одобрял, уж слишком грубая копипаста.

У Рубенса его реальных "Данай" нет, кроме вот такой, вроде бы.
Репродукция плохая, картина в госсобрании Испании (Торре де ла Парада). Обратите внимание, насколько сложнее и изобретательнее поза: так, чтобы отличаться от того, как тему писали коллеги, т.е. не горизонталь, а вертикаль. Это признак ума художника и его желания продемонстрировать своё мастерство и изобретательность.




Tags: рубенс
Subscribe

Posts from This Journal “рубенс” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 56 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “рубенс” Tag