Совершенно случайно обратил внимание на совершенно одинаковые изображения девушек на картинах Рубенса "Даная" и "Похищение дочерей Левкиппа" — как такое могло произойти? Действительно Рубенс каким-то образом "вставил" в новую картину девушку из старой, или причина в другом?
[ Крупно]
Отвечаю:
В принципе, для художника совершенно нормально использовать один и тот же удачный набросок позы натурщицы для картин с разными сюжетами, и удивляться этому не стоит: все в дело. Но чем профессиональней мастер, тем незаметней он это делает.
В данном же случае, когда я открываю репродукции, мне бросается в глаза разница качества живописи знаменитой картины ("Дочери Левкиппа") и малоизвестной ("Даная"). Вторая слабее.
Почитаем этикетаж. Первая -- тысячу лет в Мюнхенской пинакотеке, авторство ее бесспорно.
Вторая -- в США. Уже повод волноваться. Не в Метрополитен или Нац. галерее -- еще более волнительно. Музей Ринглинга, Сарасота (John and Mable Ringling Museum of Art), о боже.
Идем на сайт музея и читаем, что они там думают об этой картине (т.к. подписи в интернетиках могут сильно отличаться от музейной атрибуции).
В онлайн-коллекции находим экспонат.
В качестве автора честно указано "circle of Peter Paul Rubens".
То есть, когда м-р Ринглинг покупал картину, ему ее, скорей всего, продали
То есть моя версия оправдалась, дело было так:
анониму очень понравилась роскошная женщина с "Похищения дочерей Левкиппа", но не нравился сам сюжет, а также наверно другая девушка и два посторонних гражданина. Он попросту скопировал центральную даму с подлинника, и из модных на тот момент сюжетов мифологии выбрал тот, к которым бы подошла эта поза. (Вполне возможно, что это была воля не художника, а даже заказчика). Предполагаю, что сам Рубенс эту "Данаю" не одобрял, уж слишком грубая копипаста.
У Рубенса его реальных "Данай" нет, кроме вот такой, вроде бы.
Репродукция плохая, картина в госсобрании Испании (Торре де ла Парада). Обратите внимание, насколько сложнее и изобретательнее поза: так, чтобы отличаться от того, как тему писали коллеги, т.е. не горизонталь, а вертикаль. Это признак ума художника и его желания продемонстрировать своё мастерство и изобретательность.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →