Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Выставка мужских сокровищ, посвященная дуэлям, открылась в Музеях Кремля

Выставка «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» (до 14 августа) открылась в Музеях Московского Кремля. На ней представлена история поединков начиная со Средневековья до начала XVIII века: это оружие, доспехи, учебники фехтования, всевозможные мужские военные аксессуары, а также рисунки, гравюры и картины, рассказывающие о кровопролитнейшем из всех хобби европейского дворянства.

Вот моя подробная статья в газете, рассказывающая о деталях проекта, на основе интервью с куратором Федором Панфиловым. Здесь же посмотрим мой фоторепортаж.





Если кратко: первый вариант выставки, на основе экспонатов Прадо, Лувра, Королевской коллекции Великобритании, должен был открыться 4 марта. Не открылся. Иностранные музеи отозвали экспонаты (и мы безо всяких истерик их мгновенно вернули). Кураторы делали эту выставку четыре года и, разумеется, расстролись, мягко говоря.



Но поскольку треть экспонатов все-таки была из российских музеев, и концепция была готова, за два прошедших месяца (рекордный срок), пересобрали ее на основе предметов из отечественных собраний. Это тоже вещи из Франции, Испании, Германии и проч., иногда чуть похуже уровнем, но глобально идея сохранена.




То, что мы видим в витринах, предоставили Эрмитаж, Музеи Кремля, несколько неожиданно любимый Исторический музей, в котором внезапно оказалось очень много первоклассной западноевропейской арматуры (в частности, трофеи еще со Взятия Парижа в 1814 году), другие российские музеи и архивы.






В первую очередь эта выставка, конечно, для мальчиков всех возрастов, увлеченных военной историей. Но и мне, деликатной барышне, было интересно разглядывать все это разнообразие оружия (вспоминая романы Дюма и Олди).




Рекомендую экскурсовода: столь много историй и подтекстов скрывается за этими экспонатами. Напечатанный каталог относится к первому варианту выставки, и двух третей представленных экспонатов там нет, вместо них еще вещи из западных музеев. Но научные статьи, безусловно, ценность от замены не утратили. Тем более, что второй куратор выставки -- Василий Новоселов, автор детальной монографии "Последний довод чести. Дуэль во Франции в XVI - начале XVII столетия".




Если говорить об изобразительном искусстве, то отдельно стоит отметить французскую графику школы Клуэ, приехавшую из Эрматажа (где ее нет в постоянной экспозиции, т.к. графики в ней не бывает в принципе). Это портреты последних Валуа и пресловутых миньонов, знаменитых дуэлянтов.




Уникальные листы из ГМИИ



Несколько редких ренессансных украшений (мужчины их тогда носили без стеснения).



Мы закончили осмотр первой половины выставки в Успенской звоннице и переходим ко второй, разместившейся в выставочном зале Патриаршего дворца (места больше, но гораздо темнее, это для сохранности экспонатов).



Рядом с портретом человека, который искоренял дуэли, как мог, пытаясь сохранить ценный генофонд французской нации -- множество редких книг из российских библиотек и архивов.




Опять куча оружия в витринах.



Предок швейцарского ножа, очевидно. Для особенно коварных дуэлянтов (позже воспет в киберпанковских боевиках).



Вот это седло я сфотографировала с разных ракурсов, потому что особенно интересно было разглядывать вот эти две штуки рядом: это седельные пистолеты в кобурах. О них так часто пишут в литературе, но живьем эту конструкцию я увидала впервые. И вы знаете, они реально громадные, такие здоровенные штуки размером в руку.




Посредине -- настоящий меч палача. По сравнению с изящными дуэльными "игрушками" рядом -- выглядит очень кардинально, веско и угрожающе. Справа -- много чудесного Калло.



Портреты -- не великих авторов, в основном анонимные повторения из собрания Эрмитажа, но атмосферу создают умело.



Это пряталось под шляпу, чтобы не дать себя в прямом смысле ошеломить во время внезапного нападения посреди повседневной жизни.



Очень все это красиво и элегантно, хотя вот мне в оформлении выставки, в дизайне, не хватало ярких красок: изображений гербов, какого-то текстиля, типа флагов, ковров, свисающих полотнищ. Ведь в эти времена с колористическим оформлением все было великолепно, они умели делать фэшн так, чтобы контрастировало со сталью.




Интересно, может ли эта выставка понравится детям, подросткам? Они сейчас исторические романы читают, фильмы смотрят? Если кто-то из вас проведет эксперимент, отведя детей, напишите мне потом, пожалуйста, любопытно.



Еще раз, вот мой подробный материал в газете про эту выставку, со всевозможными объяснениями и подробностями.


До 14 августа
https://www.kreml.ru/exhibitions/moscow-kremlin-exhibitions/duel-ot-bozhego-suda-do-blagorodnogo-prestupleniya/

Tags: выставки, франция
Subscribe

Posts from This Journal “выставки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “выставки” Tag