Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Categories:

Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства (24.04-03.05)

Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.

Предыдущие выпуски -- по тэгу.



Паблик-арт в Петербурге на ул. М. Конюшенная (27 апреля). Как выяснила «Ротонда», автором проекта был политтехнолог Артур Омаров. 30 апреля инсталляция была разрушена, ГУ МВД задержало по этому поводу четверых человек.



  • 12 апреля: Минцифры РФ создало межведомственную рабочую группу для создания профстандарта профессии писателя -- ТАСС

  • 18 апреля: В правительстве рассчитывают до конца года аттестовать больше 5000 гидов и проводников -- Интерфакс. Это значит, что очень много клевых людей останется без разрешения на работу.

  • 21 апреля: Комплексный взгляд на происходящее по результатам нескольких интервью с галеристами: интересный обзорный материал на сайте ArtYou.

  • 22 апреля: A Surreal Feel at a Wartime Venice Biennale (NY Times, пейвол; + зеркало)

  • 24 апреля: В "МК" обсуждают арест картин с морозовской выставки - с юридической точки зрения: "Сейчас мы имеем дело с новыми нормами международного права, которые, вводя определение «санкционных ограничений», частично отменяют предыдущие, в том числе институт частной собственности, — говорит «МК» адвокат Юлия Вербицкая, специализирующая на делах, связанных с искусством."

25 апреля (понедельник)

Стало известно, что филиал Русского музея в Малаге объявил о продлении четырех выставок, которые должны были завершить свою работу 17 апреля. Объяснение -- чтобы не ввязываться  в эти все проблемы с логистикой и юридическое (подробная статья TAN).

"Скачет красная конница" Малевича пока в Малаге


"На газетной бумаге в мягком переплете" -- От западных санкций, наложенных на Россию, пострадает и книжная отрасль. Книг будет выпускаться меньше, качество полиграфии неизбежно упадет, а читательский спрос сократится. О том, что ждет отечественный книжный рынок, — ГОРЬКИЙ.

Только успел выйти первый выпуск ROAR (Russian Oppositional Arts Review) Вестник оппозиционной русскоязычной культуры (roar-review.com), как сообщается, что он столкнулся с DDoS-атакой.

В Красноярске открылся музей службы конвоирования. В специально оборудованном вагоне сделаны камеры для перевозки осужденных и купе для караула. - KrasnoyarskMedia

Почему обвинения Олега Кулика в реабилитации нацизма абсурдны Разбираемся в художественном подходе человека-собаки -- The Village: "Завороженность женским, пусть несколько боязливая, у Кулика читалась всегда. Его восковая «Теннисистка» (Курникова) 2002 года — гиперреалистичная, с настоящими зубами и волосами, вся покрытая таксидермическими швами — была сексуальной и агрессивной одновременно."

Олег Кулик, «Теннисистка» (2002)


26 апреля (вторник)

Санкции, обходные пути и новые музеи: что теперь будет с российским арт-рынком -- Инна Пуликова для "Афиши":

Участницу Pussy Riot Марию Алехину, осужденную по «Санитарному делу», объявили в розыск. 21 апреля ей заменили условный срок на реальный. -- ТАСС

Дмитрий Гутов, 2022


27 апреля (среда)

Новости Минкультуры россыпью:

  • Вице-премьер Голикова заявила о значимости года наследия народов России на фоне отмены русской культуры -- ТАСС

  • Минкультуры подготовило проект установления в России Единого дня фольклора -- ТАСС

  • Минкультуры предложило учредить в России гранты для народных и фольклорных коллективов -- ТАСС. На поддержку национальных творческих проектов выделят сто миллионов рублей -- РИА Новости.

Обращение ГИМа в прокуратуру по поводу оскорбления маршала Жукова неназванным интернет-пользователем, о котором сообщено на прошлой неделе, видимо, про этого человека: "Против игрока клуба «Что? Где? Когда?» Ровшана Аскерова возбуждено  дело о реабилитации нацизма -- ТАСС".

Ямпольская пообещала ревизию творческих вузов. -- МК

В музее «Сталинградская битва» были впервые представлены предметы, обнаруженные на освобождённой территории Донецкой и Луганской Народных Республик. Среди экспонатов — предметы вооружения, военной формы и снаряжения, школьные учебники и детская литература на украинском языке, а также предметы с символикой националистических формирований «Айдар» и «Азов» (террористические организации, запрещённые на территории Российской Федерации) — флаги, буклеты, плакаты и многое другое. -- Минкультуры

28 апреля (четверг)

Жизнь теплится:
«Газпром» при поддержке Правительства Петербурга собирается провести во время ПМЭФ (с 15 по 19 июня) в питерском Манеже новую арт-ярмарку. Как говорится в материалах, разосланных галеристам, название ярмарки «1703», год основания города, «отражает философию продолжения визионерских традиций Петра I». Стенды по 22 и 44 м2. В этом году галеристам предлагают принять участие бесплатно. -- "АртФрагмент". И вот П. Герасименко её призывает бойкотировать, на что А. Генералова в fb отвечает: "...И тут такой момент: а в России нет никаких структур, которые бы не были связаны с государством и госкорпорациями... Лично для меня нет разницы: продают галереи «по-тихому» арт-искусство менеджеру Газпрома или делают это с размахом в рамках ПМЭФ. Мне то в целом кажется, что какая-то активная арт-жизнь по прежним рельсам в столицах с открытиями и «смертельными брызгами шампанского» выглядит немного ну это...странненько. Но мне и раньше так казалось. Вопрос вообще же в чем: ты в любом случае, если не в таежной деревне при лучине карандишиком рисуешь, поедая коренья, будешь делать вещи (или зарабатывать на жизнь) на «грязные деньги». Вопрос лишь в том, ради чего ты будешь их брать прямо сейчас. К счастью, кроме современного искусства в смертельных брызгах шампанского на манежах есть некоторые другие плоскости, другая аудитория и способы сохранить лицо перед самим собой."

Теплится, но не у нас:
Дмитрий Аксенов и Aksenov Family Foundation больше не делают  венскую ярмарку современного искусства viennacontemporary. "Ты сегодня такой пепперштейн" объясняет: Он не под санкциями и не друг Путина, но многим галереям зашкварно участвовать в ярмарке, которую организуют русские, а это чревато финансовыми потерями.

Но все-таки...
Рассказ о художницах из России, принимающих участие в 59-й Венецианской биеннале. Но не в русском павильоне.

В Люксембурге открылась тематическая выставка Максима Кантора The Rape of Europe: «Это откровенно политические картины. Они были сделаны в ответ на извращенную интеграцию России в Европу и западную экономику» -- TAN.

Генеральная прокуратура РФ в ответе на запрос председателя комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской сообщила, что поручила прокуратуре Москвы провести проверку по факту демонстрации скульптуры киевского художника Олега Кулика "Большая мать" в Гостином дворе в Москве. (...) Генпрокуратура поставила на контроль исполнение поручения. - ТАСС

instagram.com/zoomstreetart


Картина Диего Риверы была среди предметов, изъятых ФБР у Олега Дерипаски, сообщает  Bloomberg со ссылкой на анонимный источник. Обыски в нескольких домах в США прошли в октябре прошлого года (Дерипаска, напоминает агентство, находится под санкциями с 2018-го). Среди множества предметов, изъятых в Нью-Йорке и Вашингтоне, было полдюжины произведений  искусства, солнцезащитные очки, походные ботинки,  финансовые отчеты, телефонные счета, другие документы и мелкие вещи. Какая именно картина Риверы изъята — неизвестно. Адвокат Дерипаски отрицает, что это его имущество.

The art world’s problem with Russian money -- APOLLO

Большой материал о том, как амстердамский Эрмитаж отрекался от петербургского - англ.яз.

29 апреля (пятница)

Роскомнадзор заблокировал онлайн-энциклопедию WikiArt, посвященную искусству На площадке собрано около 250 тысяч изображений произведений искусства.
Мой компетентный комментарий:

  • Все вот пишут о запрете Роскомнадзором сайта Wikiart (не имеет отношения к Википедии).  Да, это очень крупный хостинг живописи, потеря большая. Но решение Роскомнадзора удивит вас, только если вы не пытались пользоваться этим сайтом в последнее время. Уже месяц точно, возможно дольше, кликая на любой результат в выдаче поисковика на сайте Wikiart, вы попадали отнюдь не в онлайн-музей! На сайте, по крайней мере, для русских ip, установлен редирект, выкидывающий пользователя на страницы мировых СМИ, посвященных украинским событиям, с подробными заголовками и фоторепортажами, вызывающими дрожь. Один раз мне попалось что-то  типа CNN, в другой раз вообще попытались перекинуть по ссылке на канал в телеге какого-то проукраинского аналитика. Сайт Wikiart создан в 2010 году украинской командой, так что это они настроили сами, очевидно. Так что решение Роскомнадзора было вызвано не живописным контентом фотохостинга, а его партизанской борьбой по подсовыванию российскому пользователю, ищущему репродукции,  новостей от иностранных журналистов.

[Блин, я реально какой-то гуру с нереальной злободневной эрудицией, ни в одной перепечатке новости подобного компетентного объяснения не было, и поступок Роскомнадзора выглядел необъяснимым]

Возвращение в Россию экспонатов из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых с выставки во Франции идет в точном соответствии с графиком. Об этом ТАСС сообщила в пятницу статс-секретарь - заместитель министра культуры РФ Алла Манилова (...) Ранее спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил ТАСС, что все экспонаты из коллекции Морозовых могут вернуться в Россию из Парижа в середине мая. Он пояснил, что длительность перевозки экспонатов связана с установленными страховой компанией правилами. -- ТАСС

Швыдкой продолжает ласкать нам слух:

  • Возвращение российских экспонатов, включая три яйца Карла Фаберже из собрания Музеев Московского Кремля, идет без осложнений -- РИА Новости

  • Про авеновский и канторовский конфискат: "Что касается двух произведений из коллекции Морозовых, которые принадлежат частным лицам, то они находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас мы рассматриваем все юридические возможности для решения вопроса с этими вещами", — сообщил Швыдкой. -- РИА Новости

В галерее "Триумф" открылась злободневная выставка "Апок"



На прошлой неделе в Третьяковской галерее досрочно закрылась выставка Гриши Брускина «Смена декораций» Анна Толстова рассказывает, как из официального художника Брускин снова стал неофициальным и как на «Смену декораций» повлияла смена контекста -- Анна Толстова в Коммерсанте.

Музей Арктики вступил в Секцию и сменил директора. В нем остался один научный сотрудник, но маячат деньги Патрушева и Потанина -- Фонтанка

Отменен намечавшийся осенью в Брюсселе Петровский конгресс - международное мероприятие, посвященное изучению петровской эпохи, сообщил директор Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева Александр Кобак. По его словам, также "поставлен на стоп" Петровский конгресс в Амстердаме, намеченный на весну 2023 года. -- Интерфакс

На чем грузоперевозчикам предстоит выезжать из санкций -- МК

30 апреля (суббота)

Оптимизм по поводу некоторых интернациональных проектов:
Музеи Московского Кремля готовы впервые привезти в Таиланд около 1 тыс. предметов - ТАСС. В этом году или в следующем, пока не ясно.

"Худсоветы — вернуть, несогласных — выгнать: как меняется культурная политика в России".  Была на совещании по интернет-контенту, — рассказывает бывшая сотрудница Русского музея. — Министерство культуры шерстит все федеральные музеи. Список запрещенки в постах: голуби — строго (бабочки — опционально, но желательно без них), тучи, ч/б фото. Никаких грустных постов, постов с намеками на призыв к миру и пацифизму. -- АФИША

via Дмитрий Булатов


1 мая (воскресенье)

Художница Анна Анисимова с петлей на шее в Петербурге приковала себя к ограде перед телевизором марки Z TV с изображением Владимира Соловьева. Была задержана - Коммерсантъ.

2 мая (понедельник)

Слава богу, российские новостники отдыхали, да и я сходила даже на улицу погулять, оторвалась от компьютера.

3 мая (вторник)

Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков» -- Мария Москвичева (МК)

Как действия России в Украине изменит культурную сцену Восточной Европы -- TAN, англ. яз: "Баланс региона снова обнуляется. От колоссального притока украинских беженцев в основном в Польшу, что неизбежно разрушит социальные, экономические и культурные экосистемы страны, до иммиграции россиян в Грузию и Армению, происходят существенные изменения макро- и микроэкономического масштаба во всех граничащих с Россией странах. Искусство, будучи пульсом общества, отразит этот сдвиг. (...) Одним из очевидных последствий войны является изоляция российской художественной сцены, которая, скорее всего, вызовет андеграундное диссидентское искусство и интеллектуальную активность, не отличающуюся от культуры коммунистической кухни".

Tags: 2022
Subscribe

Posts from This Journal “2022” Tag

Comments for this post were disabled by the author