Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства (24.04-03.05)
Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.
Предыдущие выпуски -- по тэгу.

Паблик-арт в Петербурге на ул. М. Конюшенная (27 апреля). Как выяснила «Ротонда», автором проекта был политтехнолог Артур Омаров. 30 апреля инсталляция была разрушена, ГУ МВД задержало по этому поводу четверых человек.
Стало известно, что филиал Русского музея в Малаге объявил о продлении четырех выставок, которые должны были завершить свою работу 17 апреля. Объяснение -- чтобы не ввязываться в эти все проблемы с логистикой и юридическое (подробная статья TAN).
"Скачет красная конница" Малевича пока в Малаге

"На газетной бумаге в мягком переплете" -- От западных санкций, наложенных на Россию, пострадает и книжная отрасль. Книг будет выпускаться меньше, качество полиграфии неизбежно упадет, а читательский спрос сократится. О том, что ждет отечественный книжный рынок, — ГОРЬКИЙ.
Только успел выйти первый выпуск ROAR (Russian Oppositional Arts Review) Вестник оппозиционной русскоязычной культуры (roar-review.com), как сообщается, что он столкнулся с DDoS-атакой.
В Красноярске открылся музей службы конвоирования. В специально оборудованном вагоне сделаны камеры для перевозки осужденных и купе для караула. - KrasnoyarskMedia
Почему обвинения Олега Кулика в реабилитации нацизма абсурдны Разбираемся в художественном подходе человека-собаки -- The Village: "Завороженность женским, пусть несколько боязливая, у Кулика читалась всегда. Его восковая «Теннисистка» (Курникова) 2002 года — гиперреалистичная, с настоящими зубами и волосами, вся покрытая таксидермическими швами — была сексуальной и агрессивной одновременно."
Олег Кулик, «Теннисистка» (2002)

26 апреля (вторник)
Санкции, обходные пути и новые музеи: что теперь будет с российским арт-рынком -- Инна Пуликова для "Афиши":
Участницу Pussy Riot Марию Алехину, осужденную по «Санитарному делу», объявили в розыск. 21 апреля ей заменили условный срок на реальный. -- ТАСС
Дмитрий Гутов, 2022

27 апреля (среда)
Новости Минкультуры россыпью:
Ямпольская пообещала ревизию творческих вузов. -- МК
В музее «Сталинградская битва» были впервые представлены предметы, обнаруженные на освобождённой территории Донецкой и Луганской Народных Республик. Среди экспонатов — предметы вооружения, военной формы и снаряжения, школьные учебники и детская литература на украинском языке, а также предметы с символикой националистических формирований «Айдар» и «Азов» (террористические организации, запрещённые на территории Российской Федерации) — флаги, буклеты, плакаты и многое другое. -- Минкультуры
28 апреля (четверг)
Жизнь теплится:
«Газпром» при поддержке Правительства Петербурга собирается провести во время ПМЭФ (с 15 по 19 июня) в питерском Манеже новую арт-ярмарку. Как говорится в материалах, разосланных галеристам, название ярмарки «1703», год основания города, «отражает философию продолжения визионерских традиций Петра I». Стенды по 22 и 44 м2. В этом году галеристам предлагают принять участие бесплатно. -- "АртФрагмент". И вот П. Герасименко её призывает бойкотировать, на что А. Генералова в fb отвечает: "...И тут такой момент: а в России нет никаких структур, которые бы не были связаны с государством и госкорпорациями... Лично для меня нет разницы: продают галереи «по-тихому» арт-искусство менеджеру Газпрома или делают это с размахом в рамках ПМЭФ. Мне то в целом кажется, что какая-то активная арт-жизнь по прежним рельсам в столицах с открытиями и «смертельными брызгами шампанского» выглядит немного ну это...странненько. Но мне и раньше так казалось. Вопрос вообще же в чем: ты в любом случае, если не в таежной деревне при лучине карандишиком рисуешь, поедая коренья, будешь делать вещи (или зарабатывать на жизнь) на «грязные деньги». Вопрос лишь в том, ради чего ты будешь их брать прямо сейчас. К счастью, кроме современного искусства в смертельных брызгах шампанского на манежах есть некоторые другие плоскости, другая аудитория и способы сохранить лицо перед самим собой."
Теплится, но не у нас:
Дмитрий Аксенов и Aksenov Family Foundation больше не делают венскую ярмарку современного искусства viennacontemporary. "Ты сегодня такой пепперштейн" объясняет: Он не под санкциями и не друг Путина, но многим галереям зашкварно участвовать в ярмарке, которую организуют русские, а это чревато финансовыми потерями.
Но все-таки...
Рассказ о художницах из России, принимающих участие в 59-й Венецианской биеннале. Но не в русском павильоне.
В Люксембурге открылась тематическая выставка Максима Кантора The Rape of Europe: «Это откровенно политические картины. Они были сделаны в ответ на извращенную интеграцию России в Европу и западную экономику» -- TAN.
Генеральная прокуратура РФ в ответе на запрос председателя комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской сообщила, что поручила прокуратуре Москвы провести проверку по факту демонстрации скульптуры киевского художника Олега Кулика "Большая мать" в Гостином дворе в Москве. (...) Генпрокуратура поставила на контроль исполнение поручения. - ТАСС
instagram.com/zoomstreetart

Картина Диего Риверы была среди предметов, изъятых ФБР у Олега Дерипаски, сообщает Bloomberg со ссылкой на анонимный источник. Обыски в нескольких домах в США прошли в октябре прошлого года (Дерипаска, напоминает агентство, находится под санкциями с 2018-го). Среди множества предметов, изъятых в Нью-Йорке и Вашингтоне, было полдюжины произведений искусства, солнцезащитные очки, походные ботинки, финансовые отчеты, телефонные счета, другие документы и мелкие вещи. Какая именно картина Риверы изъята — неизвестно. Адвокат Дерипаски отрицает, что это его имущество.
The art world’s problem with Russian money -- APOLLO
Большой материал о том, как амстердамский Эрмитаж отрекался от петербургского - англ.яз.
29 апреля (пятница)
Роскомнадзор заблокировал онлайн-энциклопедию WikiArt, посвященную искусству На площадке собрано около 250 тысяч изображений произведений искусства.
Мой компетентный комментарий:
Возвращение в Россию экспонатов из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых с выставки во Франции идет в точном соответствии с графиком. Об этом ТАСС сообщила в пятницу статс-секретарь - заместитель министра культуры РФ Алла Манилова (...) Ранее спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил ТАСС, что все экспонаты из коллекции Морозовых могут вернуться в Россию из Парижа в середине мая. Он пояснил, что длительность перевозки экспонатов связана с установленными страховой компанией правилами. -- ТАСС
Швыдкой продолжает ласкать нам слух:
Отменен намечавшийся осенью в Брюсселе Петровский конгресс - международное мероприятие, посвященное изучению петровской эпохи, сообщил директор Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева Александр Кобак. По его словам, также "поставлен на стоп" Петровский конгресс в Амстердаме, намеченный на весну 2023 года. -- Интерфакс
На чем грузоперевозчикам предстоит выезжать из санкций -- МК
30 апреля (суббота)
Оптимизм по поводу некоторых интернациональных проектов:
Музеи Московского Кремля готовы впервые привезти в Таиланд около 1 тыс. предметов - ТАСС. В этом году или в следующем, пока не ясно.
"Худсоветы — вернуть, несогласных — выгнать: как меняется культурная политика в России". Была на совещании по интернет-контенту, — рассказывает бывшая сотрудница Русского музея. — Министерство культуры шерстит все федеральные музеи. Список запрещенки в постах: голуби — строго (бабочки — опционально, но желательно без них), тучи, ч/б фото. Никаких грустных постов, постов с намеками на призыв к миру и пацифизму. -- АФИША
via Дмитрий Булатов

1 мая (воскресенье)
Художница Анна Анисимова с петлей на шее в Петербурге приковала себя к ограде перед телевизором марки Z TV с изображением Владимира Соловьева. Была задержана - Коммерсантъ.
2 мая (понедельник)
Слава богу, российские новостники отдыхали, да и я сходила даже на улицу погулять, оторвалась от компьютера.
3 мая (вторник)
Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков» -- Мария Москвичева (МК)
Как действия России в Украине изменит культурную сцену Восточной Европы -- TAN, англ. яз: "Баланс региона снова обнуляется. От колоссального притока украинских беженцев в основном в Польшу, что неизбежно разрушит социальные, экономические и культурные экосистемы страны, до иммиграции россиян в Грузию и Армению, происходят существенные изменения макро- и микроэкономического масштаба во всех граничащих с Россией странах. Искусство, будучи пульсом общества, отразит этот сдвиг. (...) Одним из очевидных последствий войны является изоляция российской художественной сцены, которая, скорее всего, вызовет андеграундное диссидентское искусство и интеллектуальную активность, не отличающуюся от культуры коммунистической кухни".
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.
Предыдущие выпуски -- по тэгу.

Паблик-арт в Петербурге на ул. М. Конюшенная (27 апреля). Как выяснила «Ротонда», автором проекта был политтехнолог Артур Омаров. 30 апреля инсталляция была разрушена, ГУ МВД задержало по этому поводу четверых человек.
- 12 апреля: Минцифры РФ создало межведомственную рабочую группу для создания профстандарта профессии писателя -- ТАСС
- 18 апреля: В правительстве рассчитывают до конца года аттестовать больше 5000 гидов и проводников -- Интерфакс. Это значит, что очень много клевых людей останется без разрешения на работу.
- 21 апреля: Комплексный взгляд на происходящее по результатам нескольких интервью с галеристами: интересный обзорный материал на сайте ArtYou.
- 22 апреля: A Surreal Feel at a Wartime Venice Biennale (NY Times, пейвол; + зеркало)
- 24 апреля: В "МК" обсуждают арест картин с морозовской выставки - с юридической точки зрения: "Сейчас мы имеем дело с новыми нормами международного права, которые, вводя определение «санкционных ограничений», частично отменяют предыдущие, в том числе институт частной собственности, — говорит «МК» адвокат Юлия Вербицкая, специализирующая на делах, связанных с искусством."
Стало известно, что филиал Русского музея в Малаге объявил о продлении четырех выставок, которые должны были завершить свою работу 17 апреля. Объяснение -- чтобы не ввязываться в эти все проблемы с логистикой и юридическое (подробная статья TAN).
"Скачет красная конница" Малевича пока в Малаге

"На газетной бумаге в мягком переплете" -- От западных санкций, наложенных на Россию, пострадает и книжная отрасль. Книг будет выпускаться меньше, качество полиграфии неизбежно упадет, а читательский спрос сократится. О том, что ждет отечественный книжный рынок, — ГОРЬКИЙ.
Только успел выйти первый выпуск ROAR (Russian Oppositional Arts Review) Вестник оппозиционной русскоязычной культуры (roar-review.com), как сообщается, что он столкнулся с DDoS-атакой.
В Красноярске открылся музей службы конвоирования. В специально оборудованном вагоне сделаны камеры для перевозки осужденных и купе для караула. - KrasnoyarskMedia
Почему обвинения Олега Кулика в реабилитации нацизма абсурдны Разбираемся в художественном подходе человека-собаки -- The Village: "Завороженность женским, пусть несколько боязливая, у Кулика читалась всегда. Его восковая «Теннисистка» (Курникова) 2002 года — гиперреалистичная, с настоящими зубами и волосами, вся покрытая таксидермическими швами — была сексуальной и агрессивной одновременно."
Олег Кулик, «Теннисистка» (2002)

26 апреля (вторник)
Санкции, обходные пути и новые музеи: что теперь будет с российским арт-рынком -- Инна Пуликова для "Афиши":
Участницу Pussy Riot Марию Алехину, осужденную по «Санитарному делу», объявили в розыск. 21 апреля ей заменили условный срок на реальный. -- ТАСС
Дмитрий Гутов, 2022

27 апреля (среда)
Новости Минкультуры россыпью:
- Вице-премьер Голикова заявила о значимости года наследия народов России на фоне отмены русской культуры -- ТАСС
- Минкультуры подготовило проект установления в России Единого дня фольклора -- ТАСС
- Минкультуры предложило учредить в России гранты для народных и фольклорных коллективов -- ТАСС. На поддержку национальных творческих проектов выделят сто миллионов рублей -- РИА Новости.
Ямпольская пообещала ревизию творческих вузов. -- МК
В музее «Сталинградская битва» были впервые представлены предметы, обнаруженные на освобождённой территории Донецкой и Луганской Народных Республик. Среди экспонатов — предметы вооружения, военной формы и снаряжения, школьные учебники и детская литература на украинском языке, а также предметы с символикой националистических формирований «Айдар» и «Азов» (террористические организации, запрещённые на территории Российской Федерации) — флаги, буклеты, плакаты и многое другое. -- Минкультуры
28 апреля (четверг)
Жизнь теплится:
«Газпром» при поддержке Правительства Петербурга собирается провести во время ПМЭФ (с 15 по 19 июня) в питерском Манеже новую арт-ярмарку. Как говорится в материалах, разосланных галеристам, название ярмарки «1703», год основания города, «отражает философию продолжения визионерских традиций Петра I». Стенды по 22 и 44 м2. В этом году галеристам предлагают принять участие бесплатно. -- "АртФрагмент". И вот П. Герасименко её призывает бойкотировать, на что А. Генералова в fb отвечает: "...И тут такой момент: а в России нет никаких структур, которые бы не были связаны с государством и госкорпорациями... Лично для меня нет разницы: продают галереи «по-тихому» арт-искусство менеджеру Газпрома или делают это с размахом в рамках ПМЭФ. Мне то в целом кажется, что какая-то активная арт-жизнь по прежним рельсам в столицах с открытиями и «смертельными брызгами шампанского» выглядит немного ну это...странненько. Но мне и раньше так казалось. Вопрос вообще же в чем: ты в любом случае, если не в таежной деревне при лучине карандишиком рисуешь, поедая коренья, будешь делать вещи (или зарабатывать на жизнь) на «грязные деньги». Вопрос лишь в том, ради чего ты будешь их брать прямо сейчас. К счастью, кроме современного искусства в смертельных брызгах шампанского на манежах есть некоторые другие плоскости, другая аудитория и способы сохранить лицо перед самим собой."
Теплится, но не у нас:
Дмитрий Аксенов и Aksenov Family Foundation больше не делают венскую ярмарку современного искусства viennacontemporary. "Ты сегодня такой пепперштейн" объясняет: Он не под санкциями и не друг Путина, но многим галереям зашкварно участвовать в ярмарке, которую организуют русские, а это чревато финансовыми потерями.
Но все-таки...
Рассказ о художницах из России, принимающих участие в 59-й Венецианской биеннале. Но не в русском павильоне.
В Люксембурге открылась тематическая выставка Максима Кантора The Rape of Europe: «Это откровенно политические картины. Они были сделаны в ответ на извращенную интеграцию России в Европу и западную экономику» -- TAN.
Генеральная прокуратура РФ в ответе на запрос председателя комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской сообщила, что поручила прокуратуре Москвы провести проверку по факту демонстрации скульптуры киевского художника Олега Кулика "Большая мать" в Гостином дворе в Москве. (...) Генпрокуратура поставила на контроль исполнение поручения. - ТАСС
instagram.com/zoomstreetart

Картина Диего Риверы была среди предметов, изъятых ФБР у Олега Дерипаски, сообщает Bloomberg со ссылкой на анонимный источник. Обыски в нескольких домах в США прошли в октябре прошлого года (Дерипаска, напоминает агентство, находится под санкциями с 2018-го). Среди множества предметов, изъятых в Нью-Йорке и Вашингтоне, было полдюжины произведений искусства, солнцезащитные очки, походные ботинки, финансовые отчеты, телефонные счета, другие документы и мелкие вещи. Какая именно картина Риверы изъята — неизвестно. Адвокат Дерипаски отрицает, что это его имущество.
The art world’s problem with Russian money -- APOLLO
Большой материал о том, как амстердамский Эрмитаж отрекался от петербургского - англ.яз.
29 апреля (пятница)
Роскомнадзор заблокировал онлайн-энциклопедию WikiArt, посвященную искусству На площадке собрано около 250 тысяч изображений произведений искусства.
Мой компетентный комментарий:
- Все вот пишут о запрете Роскомнадзором сайта Wikiart (не имеет отношения к Википедии). Да, это очень крупный хостинг живописи, потеря большая. Но решение Роскомнадзора удивит вас, только если вы не пытались пользоваться этим сайтом в последнее время. Уже месяц точно, возможно дольше, кликая на любой результат в выдаче поисковика на сайте Wikiart, вы попадали отнюдь не в онлайн-музей! На сайте, по крайней мере, для русских ip, установлен редирект, выкидывающий пользователя на страницы мировых СМИ, посвященных украинским событиям, с подробными заголовками и фоторепортажами, вызывающими дрожь. Один раз мне попалось что-то типа CNN, в другой раз вообще попытались перекинуть по ссылке на канал в телеге какого-то проукраинского аналитика. Сайт Wikiart создан в 2010 году украинской командой, так что это они настроили сами, очевидно. Так что решение Роскомнадзора было вызвано не живописным контентом фотохостинга, а его партизанской борьбой по подсовыванию российскому пользователю, ищущему репродукции, новостей от иностранных журналистов.
Возвращение в Россию экспонатов из коллекции меценатов Михаила и Ивана Морозовых с выставки во Франции идет в точном соответствии с графиком. Об этом ТАСС сообщила в пятницу статс-секретарь - заместитель министра культуры РФ Алла Манилова (...) Ранее спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил ТАСС, что все экспонаты из коллекции Морозовых могут вернуться в Россию из Парижа в середине мая. Он пояснил, что длительность перевозки экспонатов связана с установленными страховой компанией правилами. -- ТАСС
Швыдкой продолжает ласкать нам слух:
- Возвращение российских экспонатов, включая три яйца Карла Фаберже из собрания Музеев Московского Кремля, идет без осложнений -- РИА Новости
- Про авеновский и канторовский конфискат: "Что касается двух произведений из коллекции Морозовых, которые принадлежат частным лицам, то они находятся в несколько другой юридической плоскости, нежели те вещи, которые принадлежат государству. Сейчас мы рассматриваем все юридические возможности для решения вопроса с этими вещами", — сообщил Швыдкой. -- РИА Новости
В галерее "Триумф" открылась злободневная выставка "Апок"


На прошлой неделе в Третьяковской галерее досрочно закрылась выставка Гриши Брускина «Смена декораций» Анна Толстова рассказывает, как из официального художника Брускин снова стал неофициальным и как на «Смену декораций» повлияла смена контекста -- Анна Толстова в Коммерсанте.
Музей Арктики вступил в Секцию и сменил директора. В нем остался один научный сотрудник, но маячат деньги Патрушева и Потанина -- Фонтанка


На прошлой неделе в Третьяковской галерее досрочно закрылась выставка Гриши Брускина «Смена декораций» Анна Толстова рассказывает, как из официального художника Брускин снова стал неофициальным и как на «Смену декораций» повлияла смена контекста -- Анна Толстова в Коммерсанте.
Музей Арктики вступил в Секцию и сменил директора. В нем остался один научный сотрудник, но маячат деньги Патрушева и Потанина -- Фонтанка
Отменен намечавшийся осенью в Брюсселе Петровский конгресс - международное мероприятие, посвященное изучению петровской эпохи, сообщил директор Международного благотворительного фонда имени Дмитрия Лихачева Александр Кобак. По его словам, также "поставлен на стоп" Петровский конгресс в Амстердаме, намеченный на весну 2023 года. -- Интерфакс
На чем грузоперевозчикам предстоит выезжать из санкций -- МК
30 апреля (суббота)
Оптимизм по поводу некоторых интернациональных проектов:
Музеи Московского Кремля готовы впервые привезти в Таиланд около 1 тыс. предметов - ТАСС. В этом году или в следующем, пока не ясно.
"Худсоветы — вернуть, несогласных — выгнать: как меняется культурная политика в России". Была на совещании по интернет-контенту, — рассказывает бывшая сотрудница Русского музея. — Министерство культуры шерстит все федеральные музеи. Список запрещенки в постах: голуби — строго (бабочки — опционально, но желательно без них), тучи, ч/б фото. Никаких грустных постов, постов с намеками на призыв к миру и пацифизму. -- АФИША
via Дмитрий Булатов

1 мая (воскресенье)
Художница Анна Анисимова с петлей на шее в Петербурге приковала себя к ограде перед телевизором марки Z TV с изображением Владимира Соловьева. Была задержана - Коммерсантъ.
2 мая (понедельник)
Слава богу, российские новостники отдыхали, да и я сходила даже на улицу погулять, оторвалась от компьютера.
3 мая (вторник)
Какие выставки мы не увидим из-за санкций: от «Котла алхимика» до «Призраков» -- Мария Москвичева (МК)
Как действия России в Украине изменит культурную сцену Восточной Европы -- TAN, англ. яз: "Баланс региона снова обнуляется. От колоссального притока украинских беженцев в основном в Польшу, что неизбежно разрушит социальные, экономические и культурные экосистемы страны, до иммиграции россиян в Грузию и Армению, происходят существенные изменения макро- и микроэкономического масштаба во всех граничащих с Россией странах. Искусство, будучи пульсом общества, отразит этот сдвиг. (...) Одним из очевидных последствий войны является изоляция российской художественной сцены, которая, скорее всего, вызовет андеграундное диссидентское искусство и интеллектуальную активность, не отличающуюся от культуры коммунистической кухни".