Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

Признак эпохи: триумфальное возвращение сюрреализма

Магический мир сюрреализма, развивавшийся в 1920-1960-х годах, в принципе, не исчезал из внимания массовой публики, но лишь в лице двух своих самых эпатажных представителей: Сальвадора Дали и Рене Магритта. Характерный признак 2020-х годов -- внезапный всплеск интереса к этому направлению, причем в лице самых разных его представителей.

Об этой вернувшейся популярности сюрреализма, вызванной, видимо, тем, что мы вдруг осознали, в каком безумном и ирреальном мире живем, размышляют сейчас многие аналитики.


Dorothea Tanning. Eine Kleine Nachtmusik (1943). Tate


Темой текущей Венецианской биеннале было выбрано выражение "Молоко снов", в честь работы сюрреалистки Леонор Каррингтон. Выбор темы биеннале -- штука знаковая, очень важная и, говорят, мистическая (темой предыдущей, доковидной было "Интересные времена").

Макс Эрнст. "Туалет невесты". 1940


Одной из политических причин, приведших к тому, что сюрреализм даже в некоторой степени стали нарочно педалировать, является то, что в сюрреализме было чрезвычайно много несомненно талантливых художниЦ, по сравнению с другими течениями ХХ века (не считая русского авангарда). И поэтому промотировать их можно с чистой совестью -- они несомненно качественны. (Кстати, Фриду Кало тоже относят к представителям сюрреализма+магического реализма+наивного искусства).

Remedios Varo, «Simpatía/ Sympathy», 1955


Итальянский Giornale dell'arte размышляет о возвращении сюрреализма в рубрике "Рыночный термометр". Помимо таких зубров, как Дали, Мэн Рэй, Макс Эрнст, там перечисляются имена женщин -- Дора Маар, Леонора Кэррингтон, Леонор Фини, Ремедиос Варо, Доротея Таннинг, Ли Миллер и Мерет Оппенгейм, "игнорируемые на протяжении десятилетий или затмеваемые работами их коллег (...) Ремедиос Варо (1908-63), безусловно, самая сильная среди художников-сюрреалистов, ее востребованность на арт-рынке почти сравнима с рынком Фриды Кало. Возобновившийся интерес к ее работам, подтвержденный недавними результатами аукционов (рекорд -- 5,2 миллиона долларов в 2020 году), также связан с приобретением ее работ такими музеями, как МоМА".

Bridget Tichenor. "The Surrealists/The Specialists" (1956)


"Эль Паис" в рецензию на выставку художниц-сюрреалисток "Фантастические женщины" во Франкфурте (2020) пишет:  "Ни одно другое авангардное движение не привлекало столько женщин-творцов, притом, что немногие из этих движений были более женоненавистническими, чем сюрреализм. Женщины-сюрреалистки пережили маскулинные стереотипы, превратившие их в богинь, демонов, кукол, фетишей, создания мечты... Они были сущностью их фантазий. Но они построили собственное выражение и видение, создали иконографию, в которой отразили и изобразили современную и суверенную женщину, сексуально освобожденную от условностей и патриархальных навязываний".

Leonor Fini. "Chtonian Deity watching over the Sleep of a Young Man" (1946).


Что делает сюрреализм таким неотразимым сейчас, даже если вас раздражает идея, что женщина может быть творцом наравне с мужчинами? Как рождается его магия? Благодаря психотропным веществам. Идея сюрреализма, напомню, состояла, помимо всего прочего, в том, чтобы отпустить свой разум. Многие художники-сюрреалисты использовали автоматическое рисование или письмо, чтобы разблокировать идеи и образы из своего бессознательного. Авторы интересовались одновременно и сновидениями, и мировой революцией. Сюрреалисты также черпали вдохновение в мистике, древних культурах, искусстве и знаниях коренных народов как способе воображения альтернативных реальностей. The Guardian предполагает, что сюрреализм так затрагивает нас и сегодня, потому что он намеренно не чужд политике, т.е. современным острым человеческим проблемам.

Dorothea Tanning. Hôtel du Pavot, Chambre 202 (1970–3), Centre Pompidou, Paris. Musée national d´art moderne


Вот здесь арт-критик анализирует, почему сегодняшние контемпорари-художники намеренно возвращаются к приемам сюрреализма, почему он вновь актуален. Тут Financial Times указывает, что заинтересовались и сегодняшние модельеры.

Eileen Agar. "Angel of Anarchy" (1936–40). Tate.


Современный интерес к сюрреализму сразу же отражается и в деньгах. В 2020 году Sotheby's вынесли его в название торгов -- Impressionist, Modern & Surrealist Art Evening Sale. В 2021 году Bonhams устроили "The Mind's Eye / Surrealist Sale".

Только что, в 2022 году Christie's провел отдельные тематические торги The Art of the Surreal Evening Sale (прибыль 52 млн. долл.), Sotheby's присоединился к моде с “Surrealism and Its Legacy”, заработав 36 млн. долл. «Сюрреализм является предметом растущего международного внимания как со стороны учреждений, так и коллекционеров», говорят в Sotheby's.

Marion Adnams. "Aftermath". 1946.


Постоянно проходят выставки (а это ведь значит, идет большая исследовательская работа к ним). В Эдинбурге в 2019 открыли выставку "За гранью реализма: дадаизм и сюрреализм", которая до сих пор вроде работает.  Сейчас (до 29 августа) в Тейт проходит "Сюрреализм без границ", показывающая его как глобальное интернациональное явление: "Предыдущие показы сюрреализма были сосредоточены на Париже 1920-х годов. Эта выставка, основанная на обширных исследованиях, охватит весь мир и более 50 лет. Он покажет, как художники со всего мира были вдохновлены и объединены сюрреализмом — из таких разных центров, как Буэнос-Айрес, Каир, Лиссабон, Мехико, Прага, Сеул и Токио". В прошлом году этот проект был в Метрополитене. В Миннеаполесе сейчас проходит "Supernatural America: The Paranormal in American Art", а в венецианском Гуггенхайме показывают "Surrealism and Magic: Enchanted Modernity".

Marcel Jean. "Armoire surréaliste" 1941


Проекты, посвященные отдельным персоналиям, и не перечислить. Вот некоторые: в 2018 La Fundación Miró показал Ли Миллер, в 2019 году в Тейт прошла большая выставка Доротеи Тэннинг, на следующий год там же сделали проект про Дору Маар, которой наконец пришла пора выйти из тени чересчур пассионарного сожителя. В 2020 году, всего неделю перед ковидом, успела проработать большая экспозиция Ремедиос Варо в Буэнос-Айресе. В 2021 году дом Леонор Каррингтон в Мексике превратили в музей. В том же году в галерее Уайтчепел прошла выставка Эйлин Эгар.


  • (Вот здесь вообще ведут календарь сюрреалистических выставок, проходящих по всему миру! Битком набито)

Leonora Carrington. "And Then We Saw the Daughter of the Minotaur". 1953


Желающие узнать побольше, вот недавно на русском вышла книга: Сюрреализм: Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней / Сост. и предисл. Г. Жирара; пер. под ред. С. Дубина. М.: Гилея, 2018. (вот рецензия на нее)

Ссылки интересные:
Tags: сюрреализм
Subscribe

Posts from This Journal “сюрреализм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments

Posts from This Journal “сюрреализм” Tag