Об этой вернувшейся популярности сюрреализма, вызванной, видимо, тем, что мы вдруг осознали, в каком безумном и ирреальном мире живем, размышляют сейчас многие аналитики.
Dorothea Tanning. Eine Kleine Nachtmusik (1943). Tate
Темой текущей Венецианской биеннале было выбрано выражение "Молоко снов", в честь работы сюрреалистки Леонор Каррингтон. Выбор темы биеннале -- штука знаковая, очень важная и, говорят, мистическая (темой предыдущей, доковидной было "Интересные времена").
Макс Эрнст. "Туалет невесты". 1940
Одной из политических причин, приведших к тому, что сюрреализм даже в некоторой степени стали нарочно педалировать, является то, что в сюрреализме было чрезвычайно много несомненно талантливых художниЦ, по сравнению с другими течениями ХХ века (не считая русского авангарда). И поэтому промотировать их можно с чистой совестью -- они несомненно качественны. (Кстати, Фриду Кало тоже относят к представителям сюрреализма+магического реализма+наивного искусства).
Remedios Varo, «Simpatía/ Sympathy», 1955
Итальянский Giornale dell'arte размышляет о возвращении сюрреализма в рубрике "Рыночный термометр". Помимо таких зубров, как Дали, Мэн Рэй, Макс Эрнст, там перечисляются имена женщин -- Дора Маар, Леонора Кэррингтон, Леонор Фини, Ремедиос Варо, Доротея Таннинг, Ли Миллер и Мерет Оппенгейм, "игнорируемые на протяжении десятилетий или затмеваемые работами их коллег (...) Ремедиос Варо (1908-63), безусловно, самая сильная среди художников-сюрреалистов, ее востребованность на арт-рынке почти сравнима с рынком Фриды Кало. Возобновившийся интерес к ее работам, подтвержденный недавними результатами аукционов (рекорд -- 5,2 миллиона долларов в 2020 году), также связан с приобретением ее работ такими музеями, как МоМА".
Bridget Tichenor. "The Surrealists/The Specialists" (1956)
"Эль Паис" в рецензию на выставку художниц-сюрреалисток "Фантастические женщины" во Франкфурте (2020) пишет: "Ни одно другое авангардное движение не привлекало столько женщин-творцов, притом, что немногие из этих движений были более женоненавистническими, чем сюрреализм. Женщины-сюрреалистки пережили маскулинные стереотипы, превратившие их в богинь, демонов, кукол, фетишей, создания мечты... Они были сущностью их фантазий. Но они построили собственное выражение и видение, создали иконографию, в которой отразили и изобразили современную и суверенную женщину, сексуально освобожденную от условностей и патриархальных навязываний".
Leonor Fini. "Chtonian Deity watching over the Sleep of a Young Man" (1946).
Что делает сюрреализм таким неотразимым сейчас, даже если вас раздражает идея, что женщина может быть творцом наравне с мужчинами? Как рождается его магия?
Dorothea Tanning. Hôtel du Pavot, Chambre 202 (1970–3), Centre Pompidou, Paris. Musée national d´art moderne
Вот здесь арт-критик анализирует, почему сегодняшние контемпорари-художники намеренно возвращаются к приемам сюрреализма, почему он вновь актуален. Тут Financial Times указывает, что заинтересовались и сегодняшние модельеры.
Eileen Agar. "Angel of Anarchy" (1936–40). Tate.
Современный интерес к сюрреализму сразу же отражается и в деньгах. В 2020 году Sotheby's вынесли его в название торгов -- Impressionist, Modern & Surrealist Art Evening Sale. В 2021 году Bonhams устроили "The Mind's Eye / Surrealist Sale".
Только что, в 2022 году Christie's провел отдельные тематические торги The Art of the Surreal Evening Sale (прибыль 52 млн. долл.), Sotheby's присоединился к моде с “Surrealism and Its Legacy”, заработав 36 млн. долл. «Сюрреализм является предметом растущего международного внимания как со стороны учреждений, так и коллекционеров», говорят в Sotheby's.
Marion Adnams. "Aftermath". 1946.
Постоянно проходят выставки (а это ведь значит, идет большая исследовательская работа к ним). В Эдинбурге в 2019 открыли выставку "За гранью реализма: дадаизм и сюрреализм", которая до сих пор вроде работает. Сейчас (до 29 августа) в Тейт проходит "Сюрреализм без границ", показывающая его как глобальное интернациональное явление: "Предыдущие показы сюрреализма были сосредоточены на Париже 1920-х годов. Эта выставка, основанная на обширных исследованиях, охватит весь мир и более 50 лет. Он покажет, как художники со всего мира были вдохновлены и объединены сюрреализмом — из таких разных центров, как Буэнос-Айрес, Каир, Лиссабон, Мехико, Прага, Сеул и Токио". В прошлом году этот проект был в Метрополитене. В Миннеаполесе сейчас проходит "Supernatural America: The Paranormal in American Art", а в венецианском Гуггенхайме показывают "Surrealism and Magic: Enchanted Modernity".
Marcel Jean. "Armoire surréaliste" 1941
Проекты, посвященные отдельным персоналиям, и не перечислить. Вот некоторые: в 2018 La Fundación Miró показал Ли Миллер, в 2019 году в Тейт прошла большая выставка Доротеи Тэннинг, на следующий год там же сделали проект про Дору Маар, которой наконец пришла пора выйти из тени чересчур пассионарного сожителя. В 2020 году, всего неделю перед ковидом, успела проработать большая экспозиция Ремедиос Варо в Буэнос-Айресе. В 2021 году дом Леонор Каррингтон в Мексике превратили в музей. В том же году в галерее Уайтчепел прошла выставка Эйлин Эгар.
- (Вот здесь вообще ведут календарь сюрреалистических выставок, проходящих по всему миру! Битком набито)
Желающие узнать побольше, вот недавно на русском вышла книга: Сюрреализм: Воззвания и трактаты международного движения с 1920-х годов до наших дней / Сост. и предисл. Г. Жирара; пер. под ред. С. Дубина. М.: Гилея, 2018. (вот рецензия на нее)
Ссылки интересные:
- Список художников и художниц
- Виртуальная выставка художниц в МоМА
- Women surrealists - Wikipedia
- Сюрреализм в энциклопедии Русского авангарда. Кратко: у нас он не сложился, хотя вот, например, был Тышлер.
- Календарь текущих сюрреалистических выставок.