И вот вышел тяжелый каталог этой выставки, наполненный научными статьями по истории театра и театрального декорационного искусства.
Книга сделана сотрудниками "Царицыно" в партнерстве с восемнадцатью другими музеями, тремя библиотеками и Архивом древних актов.
Из пресс-релиза:
«Эта книга — не только итог работы над выставкой, — написала в предисловии к книге генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — Это результат многолетнего труда выдающихся учёных, которые за два последних десятилетия совершили переворот в изучении екатерининской оперы. Их гипотезы, их пристальный взгляд и почти детективные расследования стали основой этого проекта. То, как эта тема зазвучала в наши дни, как выстроились подлинные и очень живые истории внутри экспозиции, — заслуга наших авторов».
В создании книги принимали участие выдающиеся исследователи екатерининского времени. К примеру, статью «Редкая вещь. “Сандуновский скандал” и русский двор времён Французской революции» написал профессор Оксфордского университета, РГГУ и РАНХиГС, доктор филологических наук Андрей Зорин, а статью об итальянской опере в эпоху Екатерины II — профессора Академии музыки им. Гнесиных Павел Луцкер и Ирина Сусидко.
«Основной корпус статей в книге посвящен музыке, — рассказывает сокуратор выставки и автор-составитель книги, доктор искусствоведения Анна Корндорф. — Авторы — замечательные исследователи, без которых не было бы ни выставки, ни книги о ней. Марина Щербакова написала о композиторах, работавших в России в XVIII веке, Юлия Семенова — о Екатерине II, как авторе либретто ко многим операм, Ирина Етоева — о жизни Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге, а Лариса Кириллина — о музыке, написанной к самому грандиозному театральному проекту Екатерины II, опере «Начальное управление Олега».
Главное преимущество книги перед выставкой, по мнению ее авторов, состоит в том, что в книге можно увидеть многое из того, что по тем или иным причинам не удалось показать в музее. В экспозиции, к примеру, не было портретов композиторов, работавших при дворе Екатерины II, потому что их нет в российских музейных собраниях. В процессе были сделаны несколько приятных открытий: так, в частном американском собрании обнаружили собрание сочинений драматурга Пьетро Метастазио, тот самый экземпляр, который принадлежал лично Екатерине II и был для нее специально переплетен и оформлен. «Можно сказать, что наша книга — это своего рода компендиумом знаний, связанных с екатерининским театром, — резюмирует Анна Корндорф. — И главное ее бомба — это первая в истории публикация эскизов костюмов к опере «Начальное управление Олега», которые Екатерина II готовила с художником Алексеем Олениным. Альбом с эскизами хранится в Театральной библиотеке в Санкт-Петербурге, и на выставке по понятным причинам мы могли показать лишь одну страницу. В книге же опубликованы все эскизы с самыми подробными описаниями».
Книга, выпущенная по следам выставки — любимый музейный жанр. Практически каждый выставочный проект в музее-заповеднике «Царицыно» сопровождается выходом печатного каталога. В сувенирном магазине можно найти издания, рассказывающие о Венеции XVIII века (книга к выставке «Под маской Венеции»), современном художественном ткачестве (к IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена), собрании Павловского дворца (к выставке «Драгоценен моему сердцу») и другие. Музей активно выпускает книги и о собственной истории. Прочитав, к примеру, два тома «Царицынской энциклопедии», можно узнать иного интересного не только о Царицыне, но и событиях, сотрясавших весь мир на протяжении не одного столетия".
***
Фолиант весом почти два килограмма уже есть в магазине музея "Царицыно", и возможно, со временем поступит на Озон, Лабиринт и проч.
Театрократия. Екатерина II и опера / Автор-составитель А.С. Корндорф. — М. : Государственный музей-заповед- ник «Царицыно», 2022. — 712 с. ISBN 978-5-6047440-2-4