Вообще это тема отдельного разговора, тут же я просто хочу немного рассказать о выставке именно на эту тему под названием "Le Théâtre des émotions", которая сейчас открылась в парижском музее Musée Marmottan Monet.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Boilly_L%27effet_du_m%C3%A9lodrame.jpg)
Louis Léopold Boilly L’Effet du mélodrame, Circa 1830. Musée Lambinet
Из пресс-релиза:
выставка объединяет почти 80 работ, начиная со от Средневековья до наших дней, из частных коллекций и государственных музеев. Она прослеживает историю эмоций и их изобразительного выражения с 14 по 21 век. Кураторы: Жорж Вигарелло, историк и профессор философии, и Доминик Лобштейн, историк искусства.
Lepicie, Nicolas-Bernard.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3454345/3454345_600.jpg)
Эмоции постоянно присутствуют в произведениях искусства, художники и скульпторы их исследуют, вычленяют и интерпретируют самыми разнообразными способами. Часто именно эмоция становится смыслом произведения. Восемь разделов выставки иллюстрируют медленную транскрипцию эмоций художниками и их эволюцию во времени в свете эстетических и научных размышлений, а также исторических событий.
Фрагонар. Задвижка. Ок. 1777
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Jean-Honor%C3%A9_Fragonard_009.jpg)
Иногда художники пытаются запечатлеть все возможные выражения -- от страдания до радости, от энтузиазма к ужасу, от удовольствия к боли. Луи-Леопольд Буальи посвятил такому исследованию работу с 35 лицами -- "Trente-cinq têtes d’expression" (ок. 1825). Его работу можно рассматривать как репертуар театра человеческой чувствительности, где эмоции обнажаются и проявляются во всех их проявлениях.
Среди представленных произведений, от Средневековья до современности -- проявления чувств, понятных всем и моментально расшифровываемых, красноречивых в своих чертах и выражении.
Вот меланхолия:
А. Дюрер. "Меланхолия" (1514)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/14/Melencolia_I_%28Durero%29.jpg)
Вот девочке жалко мертвую птичку:
Jeanne-Élisabeth Chaudet, "Jeune Fille pleurant sa colombe morte", 1805, Arras, musée des beaux-arts
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/Jeanne-Elisabeth_Chaudet_-_Une_jeune_fille_pleurant_son_pigeon_mort.jpg)
Вот актриса работает:
Charles Louis Müller. "Rachel dans Lady Macbeth". 1849. Paris, musée d’Art et d’Histoire du Judaïsme
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c3/%22Rachel_dans_Lady_Macbeth%22%2C_Charles_Louis_M%C3%BBller%2C_1849_-_Mus%C3%A9e_d%27Art_et_d%27Histoire_du_Juda%C3%AFsme.jpg)
Выставка предлагает бесконечный репертуар аффективных резонансов нашего внутреннего мира, их присутствие и/или отсутствие, от непостижимых средневековых изделий из слоновой кости до их кричащей сублимации в «Têtes d'otages» Жана Фотрие (1945, Помпиду).
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3453723/3453723_800.jpg)
Нюансы представляют особенный интерес. Они также показывают, как одни и те же эмоции менялись с течением времени, как менялись их проявления, как менялось внимание, уделяемое им художниками и значение, придаваемое им зрителями. «Эмоциональные» объекты усиливаются, взгляд обновляется, меняется интенсивность и интерпретации.
Например, то, что когда-то считалось меланхолией, становится неврастенией:
Émile Signol, La Folie de la fiancée de l, 1850, Tours, Musée des Beaux-Arts
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6a/%C3%89mile_Signol_-_Folie_de_la_fianc%C3%A9e_de_Lammermoor_1850.jpg)
насилие становится отвратительным,
Pablo Picasso, La Suppliante, 1937, Paris, musée Picasso
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3454170/3454170_600.jpg)
физиономии "ломаются", как этого не было никогда прежде, скажем, под пером Буальи или Домье. Эмоции теперь имеют бесконечные нюансы, которые история дополняет и делает уникальными.
Joseph Ducreux. Автопортрет. 1790-е
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9a/Ducreux1.jpg)
***
(до 20 августа 2022)
https://www.marmottan.fr/expositions/le-theatre-des-emotions/