Вообще это тема отдельного разговора, тут же я просто хочу немного рассказать о выставке именно на эту тему под названием "Le Théâtre des émotions", которая сейчас открылась в парижском музее Musée Marmottan Monet.
Louis Léopold Boilly L’Effet du mélodrame, Circa 1830. Musée Lambinet
Из пресс-релиза:
выставка объединяет почти 80 работ, начиная со от Средневековья до наших дней, из частных коллекций и государственных музеев. Она прослеживает историю эмоций и их изобразительного выражения с 14 по 21 век. Кураторы: Жорж Вигарелло, историк и профессор философии, и Доминик Лобштейн, историк искусства.
Lepicie, Nicolas-Bernard.
Эмоции постоянно присутствуют в произведениях искусства, художники и скульпторы их исследуют, вычленяют и интерпретируют самыми разнообразными способами. Часто именно эмоция становится смыслом произведения. Восемь разделов выставки иллюстрируют медленную транскрипцию эмоций художниками и их эволюцию во времени в свете эстетических и научных размышлений, а также исторических событий.
Фрагонар. Задвижка. Ок. 1777
Иногда художники пытаются запечатлеть все возможные выражения -- от страдания до радости, от энтузиазма к ужасу, от удовольствия к боли. Луи-Леопольд Буальи посвятил такому исследованию работу с 35 лицами -- "Trente-cinq têtes d’expression" (ок. 1825). Его работу можно рассматривать как репертуар театра человеческой чувствительности, где эмоции обнажаются и проявляются во всех их проявлениях.
Среди представленных произведений, от Средневековья до современности -- проявления чувств, понятных всем и моментально расшифровываемых, красноречивых в своих чертах и выражении.
Вот меланхолия:
А. Дюрер. "Меланхолия" (1514)
Вот девочке жалко мертвую птичку:
Jeanne-Élisabeth Chaudet, "Jeune Fille pleurant sa colombe morte", 1805, Arras, musée des beaux-arts
Вот актриса работает:
Charles Louis Müller. "Rachel dans Lady Macbeth". 1849. Paris, musée d’Art et d’Histoire du Judaïsme
Выставка предлагает бесконечный репертуар аффективных резонансов нашего внутреннего мира, их присутствие и/или отсутствие, от непостижимых средневековых изделий из слоновой кости до их кричащей сублимации в «Têtes d'otages» Жана Фотрие (1945, Помпиду).
Нюансы представляют особенный интерес. Они также показывают, как одни и те же эмоции менялись с течением времени, как менялись их проявления, как менялось внимание, уделяемое им художниками и значение, придаваемое им зрителями. «Эмоциональные» объекты усиливаются, взгляд обновляется, меняется интенсивность и интерпретации.
Например, то, что когда-то считалось меланхолией, становится неврастенией:
Émile Signol, La Folie de la fiancée de l, 1850, Tours, Musée des Beaux-Arts
насилие становится отвратительным,
Pablo Picasso, La Suppliante, 1937, Paris, musée Picasso
физиономии "ломаются", как этого не было никогда прежде, скажем, под пером Буальи или Домье. Эмоции теперь имеют бесконечные нюансы, которые история дополняет и делает уникальными.
Joseph Ducreux. Автопортрет. 1790-е
***
(до 20 августа 2022)
https://www.marmottan.fr/expositions/le-theatre-des-emotions/