Мой подробный текст об этом можно почитать по ссылке https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220125-hkzz/
Тут я только выложу фотогалерею.
Первый из залов Галереи Петра Великого — Ротонда (зал № 156), в центре которого с давних пор стоит реконструкция триумфального столба Растрелли про Северную войну. Теперь еще здесь большое батальное полотно Каравака (чуть ли не первая батальная картина в России), бюст Петра работы Растрелли, а в витрине, не попавшей в кадр -- седло Карла XII, ставшее трофеем фельдмаршала Бориса Шереметева.
В следующем зале (№ 157) убрали большие шкафы и сделали экспозицию портретов.
Некоторые портреты давно известны любителем ранней истории Романовых, другие станут приятным сюрпризом.
Восковой бюст с подлинными волосами (выделить бы ДНК!), для которого сделали специальную супер-климатическую витрину.
Мой любимец, красавиц-мужчина Антон Девиер, первый полицмейстер Петербурга.
Никита Репнин.
Две только что отреставрированные картины кисти анонимов, которые прежде не выставлялись и не публиковались.
Это раннее русское батальное полотно «Сражение при Добром в 1708 году» и профильный «Портрет Феофана Прокоповича» в полный рост в архиерейском облачении. Они поступили в Эрмитаж в 1941 году в очень плохом состоянии, с утратами и следами хранения в свернутом виде, и только теперь наконец приведены в порядок.
Подлинные рельефы того самого триумфального столпа, реконструкция которого стоит в начальном зале (памятник не был осуществлен).
Хрестоматийный портрет (кстати, подушки, оказывается, это нарощенный холст, а первоначальный был небольшой коричневый квадрат. Очень изящное дизайнерское решение того, кто увеличивал эту картину, отличный вкус).
Наконец, третий зал. Тут гегемоном стала гигантская люстра, которую Петр вытачивал сам. Она экспонировалась раньше, но не акцентированно. Ее отреставрировали и подсветили как следует, витрина тоже специальная.
Паникадиило состоит из нескольких видов органических материалов: слоновой и мамонтовой кости, панциря черепахи и черного дерева, которые под воздействием времени и климата меняются по-разному
Вокруг экспозиция мемориальных вещей Петра, которые его семья, а затем потомки собирали усиленно и восторженно.
Его личные инструменты.
Походная аптечка
В отдельной витрине подарки Николаю I, полученные им в Саардаме во время путешествия -- кукла конца 17 века - начале 18 века в народном костюме
Модель домика Петра.
Аноним. Портрет Франца Федоровича Тиммермана -- учителя Петра морскому делу, именно он познакомил его с ботиком.
Вроде тоже первый раз выставляется. Интересно, на каком основании атрибутировано.
Одежды мало -- петровский гардероб в хранилище в Старой Деревне в основном.
Предметы узорчатые -- это как лично выточенные Петром, так и всякие азиатские кунштюки, которые он собирал любопытствуя.
Фигурка коня работы Растрелли. Прекрасная, прямо Леонардо.
Считается, что личная чашка Петра.
Коронация Екатерины I - редкий сюжет.
Более сложные (и драгоценные) инструменты.
На стене две "обманки" в виде силуэтов книг -- 18 век, а приемчик прямо из оформления витрин книжных магазин в наши дни.
Яков Брюс.
Серебряный письменный прибор Вильгельма III Оранского, сделанный китайскими мастерами, возможно, в Нидерландской Батавии. Подарен его потомком Фридрихом I нашему императору.
Важные атрибуты повседневного быта эпохи.
Прекрасная резная кость.
Следующие 8 залов постоянной экспозиции «Культура России в первой половине XVIII века» откроются в течение этого года, начиная с мая. В них будет продолжена тема Петра Великого, будут представлены его станки и токарные инструменты, а также мебель и другие предметы быта, украшения.
Остальные залы будут посвящены послепетровскому времени с фокусом на периоде правления Елизаветы.
Мой подробный текст
https://www.theartnewspaper.ru/posts/20220125-hkzz/