Густав Климт. «Поцелуй». 1907-8. Галерея Бельведер, Вена
Обычно подсказку о том, кто именно изображён на полотне, даёт его название, в особенности, если оно авторское — данное самим художником. Но увы, сам живописец окрестил картину одним словом: Der Kuß. Безличное слово «Поцелуй» не дает никаких подсказок, кроме того, подчеркивает, что художник хотел изобразить именно вечную женственность и вечную мужественность, и их слияние, инь и янь.
Однако же вглядимся в черты лица девушки.
Некоторые исследователи угадывают в ней сходство с Эмилией Флёге, которая два десятилетия была гражданской женой художника.
Давайте сравним фрагмент картины с портретом Эмилии, также написанным Климтом, чуть пораньше, в 1902 году.
Кажется, это предположение вполне оправдано: рыжие волосы, тонкий носик, очерк губ. Но, в любом случае, надо разделять — писал ли Климт «Поцелуй» как изображение конкретно Эмилии, или использовал образ любимой женщины для воплощения своего идеала женщины. Если это именно Эмилия, то справедливо будет рассматривать картину как своего рода автопортрет, только необычный, где художник нарисовал себя с затылка. В таком случае он заметно себе польстил: в реальности Климт очень рано потерял волосы на макушке.
Эгон Шиле. Портрет Климта. 1913 год
Фотопортрет Климта, 1907 год (время создания картины)
Однако если мы вглядимся в макушку целующегося мужчины, мы заметим там не только отсутствие залысин, но и нечто другое, более важное. Дело в том, что на волосах у него надет венок, скорей всего, из листьев плюща.
Раз речь зашла о венке, то теперь мы угадываем, кто нарисован, не по чертам лица, а по атрибутам (очень правильная подсказка). Венок из листьев плюща — возможно, является знаком, что здесь изображен бог Аполлон. Тогда, как считают исследователи, девушка изображает нимфу Дафну. Напомню, что бог преследовал её своей любовью, она же сопротивлялась и, чтобы уклониться от его настойчивости, в итоге предпочла превратиться в дерево лавр.
Пьеро де Поллайоло. Аполлон и Дафна. 1470-е
Именно поэтому, может быть, героиня картины Климта не отвечает на поцелуй мужчины, а лишь принимает его молча. Сторонники этой теории говорят, что одеяние девушки, украшенное цветочными мотивами (в отличие от одежды мужчины с геометрическими узорами), плавно перетекает в травы и цветы луга. То есть, в данный момент, происходит превращение Дафны в дерево.
Но мне кажется, эта версия ошибочна: девушка обнимает своего возлюбленного, по её лицу видно, что объятия ей приятны. И даже по пальцам ног это видно! Мне кажется, это действительно — основная версия справедлива, это безымянный Мужчина и безымянная Женщина. Они символизируют любовь, которая, если повезет, настигнет каждого. А еще они, со всеми этими цветами вокруг, символизируют Весну, которая на языке живописи часто является синонимом любви, ибо тогда пробуждается жизнь после смертного холода зимы.
«Поцелуй» стал одним из самых известных произведений австрийского модерна – югендстиля, можно сказать, его «иконой». Слово это тем более справедливо, что Климт в обилии использовал в картине золото, подсмотрев этот ошеломляющий прием в раннехристианском искусстве, в особенности в византийских мозаиках Равенны. К «золотому периоду» Климта относится еще много работ, но «Поцелуй» стал самым знаменитым – и благодаря своей бьющей наповал ослепительной красоте, и благодаря неподдельному сладостному чувству, которое удалось передать художнику.