Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.
Два предыдущих выпуска -- по тэгу.
Снимок 2013 года о том, как нью-йоркцы протестуют против России, демонстративно выливая "русскую" водку. По сообщениям американской прессы, сейчас этот флешмоб опять в моде, несмотря на то, что 90% американской водки производится не в РФ.
10 марта. "Что касается наших взаимодействий с музеями Италии, Германии, мы пока не готовы заявлять о приостановлении сотрудничества, — отметили в пресс-службе ГИМ. — Единственное, выставка "Война и мир в Античной Греции", которую мы готовили с Музеями Берлина, в этом году не состоится". Но есть надежда, что совместный проект с Генуей не сорвется. РИА Новости
18 марта. Christie's не планирует закрывать департамент русского искусства. Русские торги были отменены ввиду логистических и юридических сложностей. Об этом рассказал РИА Новости официальный представитель аукционного дома.
19 марта. Продолжается увлекательная охота на имущество русских олигархов. Robb Report выпустил материал о том, что яхты с их суперклимат контролем -- это плавучие фрипорты, должно быть, набитые картинами миллионной стоимости. Но без конкретных имен, кстати, осторожные.
20 марта. Михаил Барышников, сам легендарный невозвращенец, призывает в The Guardian не наказывать русских деятелей искусств. Вместе с другими видными экс-соотечественниками он создает платформу True Russia, для лучшего понимания русской культуры и сбора денег для помощи беженцам.
20 марта. Deutsche Welle. Германия разорвала большинство связей с российскими музеями. В частности, немецкие экспонаты не поедут на выставку Шлимана в ГМИИ.
Пресс-службы и пиарщики музеев и галерей, в числе прочих россиян, пострадали из-за того, что крупнейшая фирма по рассылке Mailchimp забанила всех из РФ, не выдав никому накопленные за многие годы базы емейлов, и не вернув деньги тем, у кого был платный аккаунт. Многим организациям придется собирать заново систему оповещения (дополнительная сложность работы пиар-отделов и смм после проблем с фб и инстой).
"Музей русского искусства" в Миннесоте, повесив ж-б флаг, в соцсетях подчеркивает, что слово "русский" вообще-то широкое: «Музей русского искусства способствует пониманию искусства, людей и культуры Московской Руси, Российской империи, Советского Союза, его бывших республик и постсоветской России посредством выдающихся выставок, культурных презентаций и образовательных программ».
Саймон Рис, художественный руководитель московской арт-ярмарки Cosmoscow с 2019 года, подал в отставку со своей должности на ярмарке. Рис отметил, что сейчас работает от имени Вильнюсского центра современного искусства в Литве и живет в Вене, помогая переселять беженцев из Украины. (Источник почему-то только китайский, извините)
21 марта, понедельник
NY Times опубликовало статью "Крупные выставки русского искусства в Европе заканчиваются, и некоторые задаются вопросом, что будет дальше" (сайт газеты; зеркало). Статья, перечисляющая все те выставки, которые мы на прошлой неделе уже обсудили (Морозов и проч.) породила очередную волну паники в непрофильных рос. СМИ в формате "конфискуют, гады!", хотя в ней интересно совсем другое: один страховщик говорит, "что проблемы с возвратом произведений, вероятно, были логистическими, а не политическими", самолеты не летают прямо, а стыковычными рейсами никто отправлять не хочет, так как огромные риски. Грузоперевозки по твердой земле тоже застопорились: "Некоторые грузовые компании, в том числе FedEx, приостановили свои поставки в Россию, но неясно, сделали ли это какие-либо специализированные грузчики. Несколько специализированных фирм, в том числе Momart и Cadogan Tate, не ответили на запросы о комментариях". Плюс оттуда же: "Правительства Австрии, Великобритании, Нидерландов и Испании обратились к культурным организациям с просьбой не сотрудничать с российскими государственными музеями, даже если они годами планировали с ними выставки (...) Карина Иве, куратор Государственного археологического музея в Хемнице, Германия, рассказала в телефонном интервью, что более двух лет она работала над выставкой боди-арта, открытие которой запланировано на 1 апреля". Там должна была быть сибирская мумия с татуировками, которая, увы, не приедет.
Sotheby's выпустило заявление, проясняющее новость прошлой недели о расследовании покупок русских олигархов международной оперативной группой Russian Elites, Proxies, and Oligarchs (REPO, «Российские элиты, доверенные лица и олигархи»), которая займется дорогостоящими активами, принадлежащими россиянам из «черного списка». Среди этих активов — коллекции произведений искусства Романа Абрамовича, Михаила Фридмана, Алишера Усманова и членов семьи Ротенбергов. https://artguide.com/news/8338
Инна Пуликова комментирует это в "МК" в материале Марии Москвичевой: "Раскрывать конфиденциальные сведения о своих российских покупателях для международных аукционных домов равносильно самоубийству (...) Такое требование от какой-то структуры из США – вне правого поля, она идет в разрез с условиями законно заключенных договоров и с принципом сохранения конфиденциальности клиентов, которого придерживаются все аукционные дома. Если возникнет такой прецедент, аукционные дома рискуют лишиться не только русских клиентов". Специалист аукциона русского искусства Artsale.info Владимир Богданов там же дополняет эту мысль: "Ведущие аукционные дома не могут встать в театральную позу и продекламировать: «Нет, мы ни за что не станем сотрудничать с властями, насмерть защищая конфиденциальность своих покупателей и продавцов, находящихся под санкциями". (По ссылке больше интересного).
А вот РБК принял за чистую монету "готовность" аукционных домов, без какой-либо аналитики; прекрасный пример того, что у нас такое состояние прессы, что важно не в каком издании текст напечатан, а кто именно его автор.
Канал Артнаграда публикует свое текущее мнение относительно участия российских авторов в международных конкурсах.
[ Текст под катом]
Все чаще слышу мнение, что российские художники, фотографы, архитекторы и дизайнеры теперь не смогут принимать участие в международных конкурсах, т.к будут persona non grata. Не стоит, мол, и пытаться.
Сейчас мое мнение таково:
- если конкурс ежегодный и всегда принимал работы из всех стран, без ограничений, с большой вероятностью, он продолжит это делать. Россия участвует по-прежнему.
- если конкурс платный (с регистрационными взносами), в большинстве случаев организаторы не против россиян (против только курс доллара и евро; и сложность перевода взноса; через PayPal не получится).
- далеко не все международные конкурсы организованы в "недружественных странах". Вы знали, что Мексика и Эквадор ежегодно проводят конкурсы плакатов и др.?
- если конкурс не готов принимать работы из России, он прямо заявит об этом на своем сайте (такие тексты я уже встречал). Остракизм вряд ли будет негласным.
- "оригинальный вариант" предложили организаторы конкурса с говорящим названием "Наш Добрый Мир" (OUR WORLD IS KIND 2022), где на фотографиях надо показать акты заботы и доброты. На их сайте написано, что Russian or Belarusian citizens могут участвовать и могут выиграть, получив титулы победителей. Но денежные награды в этом случае будут переведены на благотворительность... (см. скриншот).
- ну а в целом, импортозамещение может работать и в этой сфере. В ближайшее время начну новый конкурс для российских художников и иллюстраторов.
22 марта, вторник
Арт-критик и куратор Александра Генералова высказывается: "Я уверена, что галерейно-частный сектор современного искусства в России доживает свои последние месяцы прежде чем осознать, что дальнейшая деятельность в этом поле не имеет никаких ни финансовых, ни смысловых ресурсов. Я надеюсь, что в дальнейшем институции продолжат работать исключительно в режиме помощи своим российским художникам, хотя бы банально с поиском резиденций и оформлением документов, а может и сухими пайками, если все станет совсем плохо. Однако есть еще госудраственные музеи, которые будут свою деятельность продолжать. Имхо, мне кажется странным продолжать международные проекты и тратить силы на все это, когда в стране куча российских художников, которым скоро будет нечего есть". (+ еще одно важное мнение от нее).
Мэрия Гданьска не продлила договор аренды здания для Российского центра науки и культуры. РИА Новости
Санкт-Петербургский университет получил приглашение принять участие в проекте создания Международного кампуса искусств в Фонтенбло, создающегося при поддержке министерства культуры Франции. РИА Новости
Поэт и редактор Лев Колбачев в своем фб формулирует ощущения: "...В случае с музеями, западный "канселлинг" [российских музеев и музейщиков, не осуждающих спецоперацию публично] строит свою логику от неправомерной аналогии с собственным музейным или галерейным делом, имеющим большую степень независимости от государства (то же и с университетами, кстати). Она основана на непонимании разницы между *нежеланием* и *невозможностью* возвысить голос в той или иной политической ситуации: невозможность российского типа (когда массовый протест даже в самой знаковой культурной и образовательной институции будет означать погром и шельмование этой институции) Западу просто неведома. Да, в этих институциях множество конъюнктурщиков, бегущих продемонстрировать лоялизм даже без команды - но это не отменяет того, что сами институции в некотором роде остаются в положении заложников..".
И давайте опять про бабло олигархов, это ведь так романтично. NY Times выпустило подкаст "Как коллекционеры избегают санкций в отношении произведений искусства": "история олигарха-миллиардера Аркадия Ротенберга, который попал под санкции США после вторжения России в Крым в 2014 году. Восемь недель спустя он купил картину за 6 миллионов долларов в Нью-Йорке. «Игра заключается в том, чтобы скрыть свое имя, чтобы продолжать вести бизнес», — объяснил репортер Мэтт Апуццо. Человеку, находящемуся под санкциями, легко продолжать покупать предметы искусства и недвижимость, пока у него есть доверенный посредник для создания подставной компании".
23 марта, среда
The Guardian опять пытается как-то смягчить: "Dumping vodka, banning Dostoevsky: some anti-Russian protests are empty gestures". Перечисляются случаи ксенофобии в самых разных странах. Но есть и хорошие новости: "русскую горчицу" вернули в экспозицию Музея горчицы после краткого периода остракизма.
Парнасский пересмешник пишет:
На данный момент 9 европейских аукционов аннулировали мою регистрацию как покупателя. Даже не припоминаю, кто за всю жизнь так заботился о сохранности моих денег
Только 10-й отказ в участии в торгах устроители прокомментировали.
Между тем, продолжая разговор о логистике при доставке экспонатов: рост цен на бензин приводит к страданиям в Европе. В Испании страну парализовала забастовка грузоперевозчиков.
Валентина Юдашкина изгоняют с парижской недели моды за его высказывания и он продает свое нью-йоркское жилище -- NY Post
И опять про текстиль: из-за того, что платформа Etsy забанила российских продавцов, рухнула продажа рисунков для вышиванием крестиком!!! Внезапно, теперь американские рукодельницы страдают.
24 марта, четверг
Коллеги и коллежанки, связанные с российским контекстом, подготовили текст, где объясняют почему они отказываются от искусства сейчас. https://t.me/chernozemizvezdy/5025
В Штатах продолжают докапываться до Даши Жуковой: How NYC socialite Dasha Zhukova lived large with oligarch Roman Abramovich (NY Post) "Жукова, входящая в советы директоров Метрополитен-музея, Сарая и Музея округа Лос-Анджелес, отказалась комментировать возможную роль Абрамовича в качестве переговорщика через пресс-секретаря в среду."
25 марта, пятница
Три манхэттенские арт-галереи, принадлежащие Школе визуальных искусств (SVA), отказались от участия в выставке Perevorot Illustrated под кураторством живущей в Москве российской художницы и иллюстратора Натальи Конюковой. Россиян обвинили в «эксплуатации украинской боли» https://artguide.com/news/8346
Продолжаются призывы бойкотировать аукционный дом Philipps из-за его российских владельцев (NY Times). Похоже, будут дожимать, чтобы выставили на продажу, как в случае с "Челси".
Вышло приложение «РБК-Стиль», в котором нескольких художников попросили выбрать и сделать специально для издания работы о всепобеждающей силе красоты. Получился турбулентный слепок этих грустных дней.
Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) временно приостанавливает прием новых членов. Об этом сообщили представители Российского комитета: «На данный момент ИКОМ России продолжает свою деятельность, а представители Президиума ведут работу в различных комитетах, в которые они были делегированы. Мы находимся в диалоге со штаб-квартирой. Однако из-за технических сложностей, связанных с оплатой членских взносов, мы временно приостановили прием новых членов ИКОМ в России». Ранее Международный совет музеев выразил обеспокоенность в связи с событиями на Украине и призвал стороны к «мирному разрешению всех спорных вопросов». Первого марта Польский комитет Международного совета музеев потребовал приостановить членство России в совете. (АРТГИД) При этом французский ИКОМ (20 музеев и учреждений со всей Франции, включая Лувр, Музей набережной Бранли — Жака Ширака и Национальную библиотеку Франции) отправили грузовиками украинским музеям 15 тонн предметов первой необходимости, чтобы помочь им защитить коллекции.
Слово "Украина" начали присобачивать в заголовок для кликбейта уже, похоже: например, большая статья в буржуйском TAN про венскую арт-ярмарку под названием "'Everyone in Europe is afraid and angry': Russia-Ukraine war on exhibitors' minds at Vienna's Spark art fair", а если заглянуть внутрь, то надо с лупой искать инфу по теме.
26 марта, суббота
Канал ArtFragment продолжает опрашивать галеристов: PA Gallery -- Елена Паршина: "Поддерживают ли вас сейчас коллекционеры? Что вы сейчас слышите от них? Кто может, тот нас поддерживает. Но в основном им сейчас самим нужна поддержка. В такой период им не до нас, люди спасают свои бизнесы и решают личные вопросы". Lazy Mike -- Михаил Овчаренко и Таня Штерн: "Ресурсов хватит, но сейчас горизонт планирования жизни два-три дня, все что свыше мне кажется неосознанным оптимизмом. Ситуация тяжелая, будем вместе из нее выбираться". Александр Шаров из галереи 11.12: Елена Крылова - Cubed: "Какие меры поддержки от государства для художников и галерей вы считаете уместными в этой ситуации? Отменить налог по УСН за 4 квартал прошлого года, который мы должны оплатить в апреле".
Все чаще звучит слово "деколонизация" относительно того, что необходимо произвести с мышлением. В эту субботу, в частности, University College London проводит важный симпозиум на тему «Деколонизация войны России с Украиной». + Не про искусство конкретно, но вот очень показательная статья о том, как воспринимаются "релоцированные" россияне сейчас в Ереване.
Во французской прессе новых публикаций о коллекции Морозова за эту неделю нет.
Также никто вроде не спрашивал на этой неделе Швыдкого ни о чем тупом.
Странно.
Петр Авен продолжает олигархический флешмоб "у меня нет денег на уборщицу". Что с коллекцией, где она -- неясно. Планы на частный музей в Прибалтике очевидно накрылись, его вторая родина присоединилась к санкциям и лишает орденов.
***
На этой неделе (спустя месяц после дня z) сплошным потоком пошли российские материалы, в которых коллеги из арт-мира осмысляют происходящее, опрашивают музейщиков и проч., а также делают попытки прогнозирования развития ситуации арт-рынка.
NB: вижу, что своими дайджестами я очень облегчила некоторым журналистам работу. Обратите, плиз, в будущем, внимание при написании статей на основе собранных мной материалов, что у меня есть конкретное ФИО и место работы, и если не можете сказать "спасибо" в прямо в тексте, то есть и другие способы выразить благодарность за мой кропотливый труд.
Тихий и печальный материал Артгида о том, что происходит с институциями в регионах: "...мы поговорили с представителями Центра современной культуры «Рельсы» в Твери, ЦСК «Смена» в Казани и студии «Тихая» в Нижнем Новгороде. (...) Сегодня мы обсуждаем две категории и две художественные стратегии — “звучание” и “тишину”. Состояние молчания и нахождения в тишине — вынужденное, связанное одновременно с политическими ограничениями и психологической травмой, которая оборачивается шоком, ступором и замиранием. Поэтому мы решили художественно исследовать именно тему тишины (...) Перед нами стоит еще один вызов. Нам хочется не допустить депрофессионализации художников, живущих со своего искусства. Нельзя, чтобы художники отправлялись паковать коробки на Wildberries в ущерб работе".
Мария Москвичева, МК: "Художники разных направлений рассказали, как на них влияют санкции". Интересная подборка разных небольших интервью, начиная от Марины Звягинцевой. Про цену на тюбики, всякое практическое и грустное.
Анастасия Каменская, РБК-Стиль. "Рост евро и отмена русских торгов: что сейчас происходит с арт-рынком". Из любопытных вяков опрошенных -- Маргарита Пушкина, директор-основатель ярмарки современного искусства Cosmoscow: "...Ярмарка как системообразующий проект, и ее участники — галереи, партнеры — все напрямую связаны с состоянием экономики. И все мы сейчас находимся в зоне сильнейшей турбулентности. Пока рано судить, будут ли возникать новые возможности в нашей сфере и как текущая ситуация повлияет на арт-рынок. Сейчас, нам кажется, в большей степени период сохранения: важно сохранить команды, создаваемые годами, и не потерять возможность работы для галерей и творчества для художников. В этом отношении мы рассматриваем свою миссию как гуманитарную, стремимся сохранить проект, понимая ответственность перед всеми участниками". Другие мнения -- тоже интересные.
Канал Love them all: 13 НАШИХ ЛЮБИМЫХ ХУДОЖНИКОВ О СВОИХ ПЛАНАХ, БОЛИ И ПРОБЛЕМАХ РУССКОГО ИСКУССТВА
Дарья Коноваленко, The Blueprint: "Свободное падение". В начале перессказ уже старого, с середины интересней: Сложенко из логистической компании рассказывает о том, что коллекционеры, уже купившие на западе вещи, не могут их ввезти, и поэтому его компания пока их упаковывает и хранит. Затем на несколько абзацев "не унывает" директор галереи Ovcharenko Варвара Сычева.
Ксения Коробейникова, The Village: Что происходит с российскими музеями после начала *****: «Это будет даже не Средневековье». "Если обычно горизонты музейного планирования исчислялись трехлетками и пятилетками, то теперь речь идет о месяцах, а иногда даже о неделях. Этим можно объяснить истерику, которая накрыла большую часть музейных коллег: то, с чем они сталкиваются, как правило, случаи беспрецедентные в их практике. Каждый второй музейщик на вопрос «как дела?» отвечает, что «все планы можно пускать в утиль»". Большие вяки Свибловой и Лихачевой: "На частном уровне все коллеги говорят, что в ужасе от происходящего и не поддерживают культуру отмены, — продолжает Елизавета Лихачева. — Когда речь заходит о действиях, они закрывают проекты, разрывают контракты, высказываются официально осуждающе в сторону «государства-агрессора». Также в статье много про деньги, маршруты и проч. полезное.
________
Обращаю внимание читателей за пределами РФ, что в связи с актуализированным законодательством РФ здесь невозможно опубликовать ряд иностранных новостей в связи с их содержанием и формулировками.