Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Дайджест кризисных новостей в мире российского искусства в связи с текущей ситуацией (12.03-20.03)

Как нынешняя ситуация отражается на выставках, музеях, кураторах, меценатах и проч.
Краткая сводка новостей за прошедшую неделю.


Первый выпуск был здесь.


Картины авангардистов из нидерландского филиала Эрмитажа возвратились в Петербург. Фото: ГЭ


12 марта

В издании Financial Times выходит статья "Is it right to cancel Russian artists?" by Jan Dalley (платный доступ).

Соучредитель музея «Гараж» Даша Жукова дистанцировалась от бывшего мужа Романа Абрамовича. В своем заявлении Жукова сказала, что «жила своей жизнью», и осудила происходящее. В статье NY Times "Roman Abramovich's Fortune Bought Him Good Will and Made Him a Target" (платный доступ)

"Как российские олигархи помогли Ларри Гагосяну построить свою империю" - статья в New York Post, в которой пытаются заканселить одного из самых могущественных арт-дилеров современности за то, что он брал деньги и у русских тоже.

  • В иностранной прессе публикуется множество рассказов об арт-проектах и благотворительных акциях в поддержку Украины, но я не буду их перечислять, потому что задачей данной "летописи" я поставила создание хроники падения в бездну арт-процесса во внутренних границах данной страны.

13 марта

Аукционный дом Philipp's, с российскими владельцами, пожертвовал неск. миллионов в помощь Украине, но это не помогает реноме: Russian-owned auction house faces boycott by art world figures

14 марта (понедельник)

Российское агентство с какого-то фига спросило Михаила Швыдкого, стоит ли ожидать, что скифское золото, застрявшее в Нидерландах, теперь наконец присудят вернуть в родные крымские музеи. Он ответил очень вежливо, но умеющие читать между строк легко могут разглядеть, какие именно исконно русские слова он не стал произносить. https://ria.ru/20220314/zoloto-1778014112.html

«Святое семейство» Рафаэля из Эрмитажа исключено из картин, которые должны были показать в Национальной галерее на будущей выставке. Авангард из амстердамского филиала Эрмитажа возвратился в Петербург благополучно. The ArtNewspaper Russia составляет список российских выставок, "зависших" за рубежом и перечисляет, в каком они сейчас статусе.

Российские музеи исключены из «Группы Бизо» — международной организации, которая занимается выставками. В нее входили Эрмитаж, Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также Музеи Московского Кремля.

Руководство галереи Тейт решило приостановить сотрудничество с Виктором Вексельбергом и Петром Авеном -- коллекционерами и меценатами из санкционных списков. https://artguide.com/news/8325

Совет по искусству Англии  рекомендовал художественным группам страны  приостановить сотрудничество  со всеми российскими организациями https://artreview.com/arts-council-backs-cultural-boycott-of-russia/

Британский аукционны дом Whyte’s снял с торгов картины русских  художников Андрея Демина и Дмитрия Лисиченко (The Times).

На портале artnet выходит крайне увлекательный материал (англ.яз.) в виде диалога между дилером и юристом о том, как дальше торговать с "русскими" коллекционерами. Если кратко - то никак. И если к тебе приходят из какой-либо фирмы за покупками, то проверять ее до самого распоследнего аукционера. Драматическое чтение.

Галерист и искусствовед Сергей Гущин задается вопросом, с чего это специализированная пресса на территории РФ не пишет про инициативы поддержки российских -- а также украинских художников. Действительно, каковы же загадочные причины такой информационной политики. На что Ксения Ламшина (радио "Культура") отвечает:[Spoiler (click to open)]

"...Я тоже говорила с галеристами и вообще с разными людьми, кто так или иначе занимался актуальным искусством, все в панике. Никто не понимает как и что дальше будет с их проектами. А ещё с пиарщиками, у которых ушли все проекты (ушли совсем - международная составляющая, на паузе, потому что никто не знает, а что дальше). Много с кем говорю. Многие видят прямо сейчас необходимость именно в поддержке, многие включают антикризисное мышление. Но сложно прямо сейчас - в процессе, когда стабильности не видно.  Горизонт не виден, в этой ситуации любая аналитика не справляется с изменениями. Многие уже говорят, что нужен новый язык, что мы все потеряли и даже терминологию, точнее одни и те же слова мы понимаем по-разному. Говорю с региональными крутыми ребятами, которые в растерянности, потому что каждый проект и там был про стирание границ. Дай время. То что арт-рынок рухнул, это понятно всем, что отстраивать его никто не представляет как, ведь все стремились стать частью международной системы искусства... (...) Сейчас аналитика невозможна, стратегическое планирование невозможно. Мозг не справляется с повседневной жизнью, мозгу нужна почва для анализа.  Самое большое, что мы можем делать, и я как журналист и руководитель  - это быть на связи, поддерживать текущее. Думать. Объединяться. Работать. Стараться сохранить работу и рабочие места сотрудников. Не отменять саму культуру.".


"Русскую горчицу" изгоняют из Национального музея горчицы (США).

15 марта (вторник)

Критик и куратор Александра Генералова пишет исчерпывающий и весьма эмоциональный пост под названием "Что прямо сейчас происходит с современным искусством в РФ".
Текст здесь под катом.

[Spoiler (click to open)]"Сейчас будет сумбурная паста, простите, дорогие читатели. Если в двух словах: за последние несколько недель в РФ произошел демонтаж системы под названием «современное искусство». Ну то есть демилитаризация и денацификация соседнего государства  (...) еще не завершена, а вот этот процесс уже да. Что имею в виду? Система совр. искусства в государстве РФ грубо говоря держалась на трех «китах»: частные институции-гиганты, спонсируемые крупным капиталом, гос.учреждения а-ля Пушкинский, Третьяковка и их сателлиты вроде ГЦСИ, а также «мелкие» лавочки — галереи, частные фонды не таких богатых людей, как Михельсон. Эти «киты» распределяли финансовые потоки, трудоустраивали арт-народ, обеспечивали внутренний движ и систему контактов с «коллективным Западом». Кроме того они налаживали связи в системе «современное искусство — властные структуры государства РФ». Официальная позиция РФ в вопросах контемпорари последнего десятилетия очевидна для всех, кто смотрит телевизор. По сути, с точки зрения как закона, так и официальной идеологии система современного искусства еле-еле держалась под натиском надвигающегося погрома. Однако, была система сдержек и противовесов. Условно Михельсону и Абрамовичу п о з в о л я л и держать всякие Гаражи и Ваки.

Сейчас (...)  хлипкая система сдержек и противовесов просто сломалась. Государство РФ не будет больше выделять деньги на игрульки в совриск, а будет выделять на пропаганду. Олигархам не до своих российских Гаражей — спасайся сам, кто как может. «Мелкие» лавочки окончательно отрезаны от мирового арт-сообщества, ну разве что в Китай на арт-ярмарки ездить теперь. Это если говорить чисто про экономический вопрос. А есть ведь и полнейший морально-идеологический дефолт, дефолт смыслов российского современного искусства. Нам нечем платить по внешнему долгу мировому арт-сообществу. Оно из сострадальчески-гуманистических, а чаще чисто капиталистических (деньги олигархов) соображений считало нас за людей. Теперь русские офишиали (...)

Впрочем, есть и хорошие новости. Теперь из чисто российского арт-дискурса единомоментно исчезли противоречия уровня «сотрудница Гаража Ася Тарасова — сука, часть репрессивной системы, но Гараж же как-никак один из немногих искусство мировое привозит и художникам дает копеечку». Пьер Броше и его колониальные телеги тоже уже не актуальны, ну и весь прочий набор тем из Павильона России. Мы обнулились, мы в точке ground zero — на месте ядерного взрыва. Помните, как хотелось, чтобы не было этих институций и неприятных богатых дам, с которыми надо любезничать на тусовках? Ну вот, оно и наступило. (...)".


"Стрит-арт как рупор дней" -- виа телеграмм-канал "Музейный патруль"


Эрмитаж отменил решение о незамедлительном возврате своих произведений из итальянских культурных учреждений.

В "Известиях" выходит интервью с директором Уффици, который не монструозничает. Но, подозреваю, оно было подготовлено до всего этого.

Забавная иллюстрация того, как работает западная пресса. Выставка в Музеях Кремля «Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления» должна была открыться 4 марта, но уже в районе 28 февраля ее официально отменили, о чем русская пресса написала давно. И вот проходит две недели, и до иностранцев наконец дошло. Выходят статьи с кликбейтными заголовками типа "Королева присоединяется к культурному бойкоту..." Queen joins cultural boycott of Russia by withholding swords destined for Moscow. Впрочем, есть версия, что за это время как раз экспонаты из Москвы успели по земле доехать до родных музеев, и там по этому поводу выпустили пресс-релизы только теперь, чтоб не сглазить ранее.

В телеграмм-канале С. Гущина и проч. ArtFragment стартует серия блиц-интервью с российскими галеристами о том, что происходит и насколько это плохо. Ольга Профатило (галерея Myth), Алексей Горбунов из галереи Х.Л.А.М. (Воронеж): "...У меня практически нет контактов с зарубежными художниками. Внутри российского арт-сообщества понимание, я надеюсь, сохраняется. Художники наши и близкие нам галереи расценивают ситуацию адекватно. Удручающая атмосфера неопределённости заставляет кенселить как бы самого себя..."; Николай Дмитриев из московской PENNLAB Gallery: "...Нет никакого понимания по следующим выставкам. Художники и кураторы не готовы сейчас ничего планировать"; Марина Гисич; Анна Баринова (Аnna Nova): "...Отменилось четыре внутренних проекта, три внешних проекта в институциях. Также несколько проектов перенеслись на следующий год..."

Британия запрещает вывоз в Россию предметов роскоши, к числу которым относятся произведения искусства.

16 марта (среда)

Опубликован список предметов роскоши от Минторга США, которые запрещены к ввозу в Россию. В их числе "предметы искусства, коллекционные предметы".

Sotheby's, Christie's и Bonhams отменяют грядущие "русские торги" (подробная статья, рус. яз.). Понятное решение, учитывая, что половина покупателей под санкциями, и лоты все равно в Россию вывозить нельзя.

Современный художник сообщает, что это и наоборот срабатывает: "сегодня несколько европейских аукционных домов прислали мне письмо о приостановлении возможности участвовать в их торгах как россиянину" (телеграмм-канал "Парнасский пересмешник")

Приостановлена деятельность Международного консультативного совета Государственного Эрмитажа. https://t.me/hermitage_museum/964

В Италии запустили петицию против культурной изоляции России. ТАСС (исходник не искала, сорри)

В Неаполе появился мурал с изображением Достоевского, плачущего (?) кровавыми слезами. Или это царапины? Автор стрит-художник Йорит.



Газета The ArtNewspaper Russia объявляет, что вручение премии (лонг-лист которой был напечатан в начале февраля) пройдет не в обычном супер-торжественном роскошном режиме, а весьма камерно, с лауреатами, чаем и бутербродами.

В NY Times выходит статья (платный доступ) о том, что из-за этого всего художники в России лишись доступа к сырью и программному обеспечению для творчества, что вообще-то не хорошо. (Зеркало бесплатное). + англоязычное размышление о том, насколько ужасненько и невыносимо теперь российским художникам после запрета инстаграмма (это они еще про маникюрш и пекарей наших не знают!).

17 марта (четверг)

Музеи Московского Кремля не будут досрочно возвращать экспонаты с выставки Фаберже в Лондоне - ИНТЕРФАКС.

Тем временем в российской прессе продолжается истерика по поводу "задержания" в Париже выставки из коллекции Морозова (работает до 3 апреля). Мое мнение здесь.

В Италии у архитектора Ланфранко Чирилло, 20 лет строившего в России всякие "дворцы", прошли обыски, его обвинили в Италии в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. У него изъяли картины Пикассо, Сезанна, Кандинского и Шагала. Всего следователи нашли более 140 полотен. Некий расследователь начал бредить, откуда же они могли у него взяться, не буду цитировать, чтобы не приумножать феерию дебилизма.

Министр культуры Германии заявила, что страна не намерена полностью разрывать культурные связи с Россией.

Смогут ли галереи отвыкнуть от бабла российских олигархов? размышляет The Guardian.

Испанский писатель в испанской прессе о том, что представителя российской культуры не надо спрашивать "ты за кого?".

18 марта (пятница)

Статья-размышление в Artnet о том, что российские коллекционеры теперь выкинуты с рынка покупок искусства, но вообще-то они начали блекнуть и играть гораздо меньшую роль на нем уже несколько лет назад, так что не очень-то и жалко (англ. яз., платный доступ). Овчаренко выкладывает ее русский перевод в своем фбуке (внимание, запрещен в РФ).

Главные аукционные дома мира будут делиться своими данными о продажах с оперативной группой расследователей, производящей изыскания относительно имущества олигархов (Artnews).

Пиотровский написал письмо в адрес союза директоров «Группа Бизо», исключивших на днях российские музеи. Судя по иностранным откликам, заграничные коллеги эзопов язык этого изящного послания не совсем поняли и даже немножко обиделись.

Третьяковка досрочно закрыла выставку New Elements, которая должна была работать до 27 марта. Международные участники отозвали работы. Тормоза какие-то, правильные пацаны это уже пару недель назад все сделали.

Яйцо Фаберже из Фонда Вексельберга -- на выставке в Лондоне. Британцы задаются вопросом, каков теперь его юридич. статус.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств потребовал закрыть выставку  «Кандинский, Малевич и русский авангард»  в Корее Музей искусств в Седжоне ответил отказом, сказав, что в контракте 17 апреля, так что идите лесом. https://www.koreatimes.co.kr/www/art/2022/03/199_325746.html?fl

Суд Нидерландов начал предварительный процесс по делу о скифском золоте. https://ria.ru/20220318/sud-1778849016.html

The dangers of the Russian cultural boycotts -- продолжает Financial Times все о том же (платный доступ).

Юрий Альберт пишет в фб: "К вопросу о "кэнселлинге". Сегодня в таллиннском музее КУМУ выставка концептуального искусства Москвы и стран Балтии "Мыслящие картины" открылась в таком виде...".



19 марта (суббота)

"Прекращение обмена культурными ценностями: что может ждать музеи". Историк искусства и куратор Данила Булатов рассказывает РБК, какие перспективы (или их отсутствие) могут ждать музейную сферу в условиях текущих обстоятельств, а также объясняет, с какими трудностями могут столкнуться сотрудники музеев и их посетители

20 марта (воскресенье)

В России ввели наказание за фейки и дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации. Художница Анна Лалаян (anna_siberian_gallery), которая ранее являлась сотрудником правоохранительных органов, разъясняет как художнику не нарушить закон, как можно, а как недопустимо выражать свою гражданскую позицию в творчестве. https://artandyou.ru/context/iskusstvo-i-nakazanie-kak-khudozhniku-ne-narushit-zakon/

________

Обращаю внимание читателей за пределами РФ, что в связи с актуальным законодательством РФ здесь невозможно опубликовать ряд иностранных новостей в связи с их содержанием и формулировками.

Tags: 2022
Subscribe

  • Comments for this post were locked by the author
  • Comments for this post were locked by the author