![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/9/9e/%D0%94%D1%83%D1%87%D1%87%D0%BE._%D0%9C%D0%B0%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B0._1308-11_%D0%A1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0%2C_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80.jpg/1280px-%D0%94%D1%83%D1%87%D1%87%D0%BE._%D0%9C%D0%B0%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B0._1308-11_%D0%A1%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D0%B0%2C_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80.jpg)
Дуччо. "Маэста (1308—1311, Музей собора, Сиена)
***
Дисклаймер:
Окружающий мир изменился, жизнь больше не будет такой, как прежде. Единственное, что я умею делать хорошо — это рассказывать об искусстве. Я решила, что буду продолжать делать это. Искусство на протяжении веков следовало двум главным целям: с одной стороны, оно побуждало, вдохновляло, обличало, пропагандировало или клеймило. Однако, ровно также искусство служило тому, чтобы успокаивать, гармонизировать, спасать души и сердца — хоть как-то, в самые безумные моменты мировой истории. Мой путь — второй, и я буду продолжать рассказывать вам о красоте.
Богоматерь, т.н. "Мозаика Иоанна II Комнина" (ок. 1118 г., Храм Святой Софии, Стамбул)
Мозаика, на которой Мария изображена среди портретов императорской четы, находится на Южной галерее мечети Айя-София, т.е. не в основном пространстве. Долгие века она была скрыта под штукатуркой (хорошо, что не сбита). В 1930-е годах все это сверкающее золото вновь появилось на свет. Что сейчас, после снятия с Айи-Софии статуса музея, показывают ли ее туристам — не знаю...
Владимирская икона Божьей матери (Византия, 12 век, Третьяковская галерея)
Икона Богоматери, написанная в Константинополе — один из немногих сохранившихся памятников византийской живописи комниновского возрождения. В сущности, от живописи 12 века тут сохранилось мало, так часто и тщательно ее переписывали. Однако лики Младенца и, главное, его Матери, с очами, исполненными страдания — из той, древнейшей эпохи.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/14/Vladimirskaya_ikona.jpg)
Жан Фуке. "Богоматерь с младенцем" из "Меленского диптиха" (ок. 1450, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)
Французская позднесредневековая картина, на которой Мария предстает не земной женщиной (как обычно ее пишут), а действительно Царицей Небесной, при том — какой-то инфернальной царицей, на Небесах, полных ангелов с пугающими лицами.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Jean_Fouquet_005.jpg/907px-Jean_Fouquet_005.jpg)
Боттичелли. "Мадонна Магнификат" (ок. 1483, Уффици)
Среди работ Боттичелли, как и любого другого ренессансного художника, изображений Мадонн — множество, и трудно выбрать самую главную. Но пусть будет эта, царственная, коронуемая ангелами венцом из почти невидимых лучей. Прозвание картины дано по строкам, которые Мария вписывает в раскрытую книгу перед собой: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»)
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/74/Magnificatio.png)
Леонардо да Винчи. "Мадонна Литта" (1490-е, Эрмитаж)
Не все искусствоведы согласны, что эта Мадонна — целиком работы именно Леонардо, они находят здесь руку его ученика (или учеников). Но несомненно, кто бы ни был автором этой картины, она гениальна и просто лучится светом. Кстати, обратите внимание, что на колене Младеца примостилась птица-щегол. Почему? Ответ тут.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Leonardo_da_Vinci_attributed_-_Madonna_Litta.jpg/1605px-Leonardo_da_Vinci_attributed_-_Madonna_Litta.jpg)
Микеланджело. «Ватиканская Пьета» (1499, Собор св. Петра, Ватикан)
"Пьета" — значит "жалость" (ср. англ. pity), в сценах под таким названием Мать оплакивает Сына, снятого с креста. Микеланджело изваял несколько статуй под этим названием, но эта — самая совершенная. Она же — единственная из статуй, на которых Микеланджело оставил свое имя: гордость мастера.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6c/Michelangelo%27s_Pieta_5450_cut_out_black.jpg)
Рафаэль. "Сикстинская Мадонна". 1512—1513 (Дрезден, Галерея старых мастеров)
Эрудированный человек знает, что Сикстинская мадонна никакого отношения к Сикстинской капелле в Ватикане отношения не имеет. За исключением святого Сикста, давшего имя им обоим. Кстати, здесь он на картине слева, а справа Варвара (имена ангелочков неизвестны). Картина была написана для церкви этого святого в Пьяченце, не таком уж популярном культурном центре. Но в 18 веке монахи продали ее в Германию, она попала в Дрезден, и стала "иконой" не только для верующих, а для любых почитателей красоты.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d4/RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_%28Gem%C3%A4ldegalerie_Alter_Meister%2C_Dresden%2C_1513-14._%C3%93leo_sobre_lienzo%2C_265_x_196_cm%29FXD.jpg/1494px-RAFAEL_-_Madonna_Sixtina_%28Gem%C3%A4ldegalerie_Alter_Meister%2C_Dresden%2C_1513-14._%C3%93leo_sobre_lienzo%2C_265_x_196_cm%29FXD.jpg)
Пармиджанино. "Мадонна с длинной шеей". 1534—1540 (Уффици, Флоренция)
Если вглядываться в детали этой картины, например, в лико Младенца, или в детали анатомии, она оказывается какой-то неправильной и даже пугающей. Однако среди современников и потомков эта работа стала важной вехой, знаменующей конец сладостного рафаэлевского стиля и наступление маньеризма, изломанного, болезненного, новой странной эпохи.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/6b/Parmigianino_-_Madonna_dal_collo_lungo_-_Google_Art_Project.jpg)
Кузьма Петров-Водкин. «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915, Русский музей, Петербург)
Изображение девы Марии написано Петровым-Водкиным во время Первой мировой войны, которую он переживал очень остро. Богородица приподнимает ладони вверх — это традиционный жест ее православной иконографии, называемый Оранта, то есть "молящая Бога о защите" (всех нас). Несмотря на этот жест и традиционные красно-синие одеяния Марии, картина — авангардная: обратите внимание, что художник делает с пространством и плоскостями, как изламывает их.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3/36/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD_-_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C_%D0%A3%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%BB%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%86_%281914-1915%29.jpg/1124px-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%BD_-_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8C_%D0%A3%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%BB%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%86_%281914-1915%29.jpg)
Курт Ройбер. "Сталинградская Мадонна". (1942, Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, Берлин)
Рисунок углем, выполненный немецким солдатом во время Сталинградской битвы. Автор картины погиб, землянка разбомблена, рисунок успели вывезти. В 1983 году семья художника передала ее в церковь. "Сталинградская мадонна" стала символом примирения между народами, напоминанием об ужасах войны.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3410255/3410255_600.jpg)
Рисунок в современном интерьере церкви.
![](https://ic.pics.livejournal.com/shakko.ru/2710882/3410432/3410432_600.jpg)
+ Рисунок современного художника (имя не расшифровано), посвященный восприятию "Сталинградской мадонны" теми, кто ее видел в 1942.
Комментарии пока включены только для друзей.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →