Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

10 главных и самых красивых Мадонн в искусстве

От Стамбула до Сталинграда, от Уффици до Эрмитажа: десять самых важных изображений Богоматери в истории искусства за тысячу лет с лишним.


Дуччо. "Маэста (1308—1311, Музей собора, Сиена)

***
Дисклаймер:
Окружающий мир изменился, жизнь больше не будет такой, как прежде. Единственное, что я умею делать хорошо — это рассказывать об искусстве. Я решила, что буду продолжать делать это. Искусство на протяжении веков следовало двум главным целям: с одной стороны, оно побуждало, вдохновляло, обличало, пропагандировало или клеймило. Однако, ровно также искусство служило тому, чтобы успокаивать, гармонизировать, спасать души и сердца — хоть как-то, в самые безумные моменты мировой истории. Мой путь — второй, и я буду продолжать рассказывать вам о красоте.


Богоматерь, т.н. "Мозаика Иоанна II Комнина" (ок. 1118 г., Храм Святой Софии, Стамбул)

Мозаика, на которой Мария изображена среди портретов императорской четы, находится на Южной галерее мечети Айя-София, т.е. не в основном пространстве. Долгие века она была скрыта под штукатуркой (хорошо, что не сбита). В 1930-е годах все это сверкающее золото вновь появилось на свет. Что сейчас, после снятия с Айи-Софии статуса музея, показывают ли ее туристам — не знаю...



Владимирская икона Божьей матери (Византия, 12 век, Третьяковская галерея)

Икона Богоматери, написанная в Константинополе — один из немногих сохранившихся памятников византийской живописи комниновского возрождения. В сущности, от живописи 12 века тут сохранилось мало, так часто и тщательно ее переписывали. Однако лики Младенца и, главное, его Матери, с очами, исполненными страдания — из той, древнейшей эпохи.



Жан Фуке. "Богоматерь с младенцем" из "Меленского диптиха" (ок. 1450, Королевский музей изящных искусств, Антверпен)

Французская позднесредневековая картина, на которой Мария предстает не земной женщиной (как обычно ее пишут), а действительно Царицей Небесной, при том — какой-то инфернальной царицей, на Небесах, полных ангелов с пугающими лицами.



Боттичелли. "Мадонна Магнификат" (ок. 1483, Уффици)

Среди работ Боттичелли, как и любого другого ренессансного художника, изображений Мадонн — множество, и трудно выбрать самую главную. Но пусть будет эта, царственная, коронуемая ангелами венцом из почти невидимых лучей. Прозвание картины дано по строкам, которые Мария вписывает в раскрытую книгу перед собой: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»)



Леонардо да Винчи. "Мадонна Литта" (1490-е, Эрмитаж)

Не все искусствоведы согласны, что эта Мадонна — целиком работы именно Леонардо, они находят здесь руку его ученика (или учеников). Но несомненно, кто бы ни был автором этой картины, она гениальна и просто лучится светом. Кстати, обратите внимание, что на колене Младеца примостилась птица-щегол. Почему? Ответ тут.



Микеланджело. «Ватиканская Пьета» (1499, Собор св. Петра, Ватикан)

"Пьета" — значит "жалость" (ср. англ. pity), в сценах под таким названием Мать оплакивает Сына, снятого с креста. Микеланджело изваял несколько статуй под этим названием, но эта — самая совершенная. Она же — единственная из статуй, на которых Микеланджело оставил свое имя: гордость мастера.



Рафаэль. "Сикстинская Мадонна". 1512—1513 (Дрезден, Галерея старых мастеров)

Эрудированный человек знает, что Сикстинская мадонна никакого отношения к Сикстинской капелле в Ватикане отношения не имеет. За исключением святого Сикста, давшего имя им обоим. Кстати, здесь он на картине слева, а справа Варвара (имена ангелочков неизвестны). Картина была написана для церкви этого святого в Пьяченце, не таком уж популярном культурном центре. Но в 18 веке монахи продали ее в Германию, она попала в Дрезден, и стала "иконой" не только для верующих, а для любых почитателей красоты.



Пармиджанино. "Мадонна с длинной шеей". 1534—1540 (Уффици, Флоренция)

Если вглядываться в детали этой картины, например, в лико Младенца, или в детали анатомии, она оказывается какой-то неправильной и даже пугающей. Однако среди современников и потомков эта работа стала важной вехой, знаменующей конец сладостного рафаэлевского стиля и наступление маньеризма, изломанного, болезненного, новой странной эпохи.



Кузьма Петров-Водкин. «Богоматерь Умиление злых сердец» (1914-1915, Русский музей, Петербург)

Изображение девы Марии написано Петровым-Водкиным во время Первой мировой войны, которую он переживал очень остро. Богородица приподнимает ладони вверх — это традиционный жест ее православной иконографии, называемый Оранта, то есть "молящая Бога о защите" (всех нас). Несмотря на этот жест и традиционные красно-синие одеяния Марии, картина — авангардная: обратите внимание, что художник делает с пространством и плоскостями, как изламывает их.



Курт Ройбер. "Сталинградская Мадонна". (1942, Мемориальная церковь кайзера Вильгельма, Берлин)

Рисунок углем, выполненный немецким солдатом во время Сталинградской битвы. Автор картины погиб, землянка разбомблена, рисунок успели вывезти. В 1983 году семья художника передала ее в церковь. "Сталинградская мадонна" стала символом примирения между народами, напоминанием об ужасах войны.



Рисунок в современном интерьере церкви.

+ Рисунок современного художника (имя не расшифровано), посвященный восприятию "Сталинградской мадонны" теми, кто ее видел в 1942.

Комментарии пока включены только для друзей.
Tags: 2022, подборки картин, христос
Subscribe

Posts from This Journal “подборки картин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 54 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “подборки картин” Tag