Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

Category:

Реставрация картины Петрова-Водкина

Очередная трогательная история и архивные фотографии от Евгения Солдатенкова, главного реставратора Русского музея


Петров-Водкин К.С. (1878-1939) Богоматерь Умиления злых сердец, 1914-1915. холст, масло 100,2 х 110 см. ГРМ. Инв.№ Ж-11200



Источник: https://www.facebook.com/evgenii.soldatenkov/posts/5344920485537744

Впервые я увидел эту картину в доме Окуневых на Съезжинской улице. Было это в двадцатых числах октября 1983 года. Почти 40 лет назад! Дело в том, что после кончины Киры Борисовны Окуневой вся коллекция картин и графических работ (более 370 предметов) по её завещанию передавалась в Русский музей. И меня вместе с несколькими сотрудниками командировали на пару дней для организации перевозки. С утра до вечера с небольшим перерывом на обед мы готовили произведения для транспортировки - аккуратно снимали со стен, переносили в гостиную и на полу заворачивали в бумагу, обвязывая бечёвкой.

После прибытия машины с художественными ценностями в музей состоялся тщательный осмотр состояния сохранности. Ещё при упаковке я заметил, что несколько работ были не в очень хорошем состоянии. Чуть позже, когда коллекцию оформили на постоянное хранение, часть картин и рисунков передали на реставрацию. Среди них была и эта великолепная картина Кузьмы Петрова-Водкина «Богоматерь Умиления злых сердец». У Окуневых она висела на самом почетном месте в гостиной и ярко выделялась среди других произведений своим сюжетом и размерами. Но как реставратор я про себя отметил ещё и то, что работа была без подрамника. Холст был просто прибит гвоздями к какому-то деревянному планшету. Полотно сильно покоробилось, повсеместно зияли жесткие изломы красочного слоя и грунта. Ещё были заметны непрофессионально сделанные тонировки – они практически везде заходили на авторскую живопись и сильно отличались от неё по цвету и тону.





На реставрационном совете было решено передать картину Марине Киселёвой, художнику-реставратору живописи Русского музея. При изучении красочного слоя в свете ультрафиолетового излучения она точно определила границы всех записей. Причем, стало понятно, что они поздние - нанесены по слою слегка пожелтевшего лака, а некоторые – даже по утратам красочного слоя.



Реставрация заняла 8 месяцев. Прежде всего холст был аккуратно снят с планшета. Красочный слой несколько раз укреплен клеевым раствором с лицевой стороны и отпрессован. Был заказан новый подрамник на который, позже, картина была натянута. Затем, лицевая поверхность была промыта от загрязнений, пожелтевший лак утоньшен, а записи размягчены и аккуратно удалены скальпелем при помощи бинокулярного микроскопа. Следующим этапом стало подведение нового грунта в места утрат и тонирование этих участков. Реставрационный совет отметил высокое качество выполненной работы.

Все эти годы во время профилактических обходов Марина Киселёва внимательно осматривает «своё» произведение. К счастью, несмотря на просто огромную выставочную программу (только за последнее время картина участвовала в десятке международных художественных выставок) состояние сохранности не вызывает опасений. Музейная жизнь шедевра продолжается!

Подробней о картине тут https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_11200/index.php

Tags: экспертиза и реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 5 comments