Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Category:

Записи по мере перечитывания Бальзака-4

Что думает Бальзак про секс и дефлорацию:
«Мужчина не имеет права жениться, не изучив предварительно анатомии,
— начинает великий писатель вполне феминистически. Но потом идет с козырей, добавляя, —
и не сделав вскрытия хотя бы одной женщины».


(я просто воссоединилась с собранием сочинений, и ща буду опять спамить. Решила зайти с веселого, чтобы привлечь ваш интерес)

***

Вообще у меня отчетливое впечатление, что Лев Толстой Бальзака читал очень внимательно.

***

...ибо даже у старой женщины в присутствии поссорившихся любовников пропадает интерес ко всему прочему.

***

Это странное ощущение, когда два французских аристократа в рассказе Бальзака внезапно сбегают в Гретна-Грин.

***
ШАРП И БАЛЬЗАК

Цикл про стрелка Шарпа - исторические романы про войнушку, сериализированные с молодым Шоном Бином (который в каждой серии остается жив, несмотря ни на что). Я читаю его параллельно с Бальзаком, но не транслирую столь же детально, чтоб за умную сойти.

Это любопытный мэшап: Бальзак описывает период с 1800 по 1840-е, и у него огромное количество бывших или действующих наполеоновских офицеров. Кто благородный, кто тупой, но все закаленные. И описанные французом, т.е. как свое.

В цикле Шарпа их тоже много, и это страшный, пугающий враг. Интересно представлять, что вот этот майор, в схватке схлестнувшийся с Шарпом - тот же самый, что на блестящем балу в Париже у ув. Гонория Бернардовича.
Цикл Шарпа появился потому, что Бернард Корнуэлл, английский журналист, эмигрировавший в США вместе с женой, не мог получить рабочую визу. И был вынужден сидеть дома, страдать фигней. Получился первый роман цикла. И отличный.

Корнуэлл начинает с середины карьеры Шарпа, ему за тридцать. Потом он будет двигаться вперед с лагом в пару лет, следя за продвижением в чинах. Однако после выхода сериала популярность цикла скакнула. (Кстати, из-за Шина ему пришлось перестать упоминать темные волосы героя, и даже постфактум придумать ему загогулину ранней биографии, обьясняющую шиновский йоркширкский акцент).

Двигаться вперед уже не очень получалось - там героя ждал ревматизм, при этом по эйбилкам он уже начал приближаться к Супермену. Поэтому (это наблюдение за творч.кухней, забавно), Корнуэлл вернулся обратно и начал с самого начала, с 20-летия. При этом ему пришлось собрать все описания ранней истории героя, которые он щедро разбрасывал, извернуться и как-то соединить их в непротиворечивый приквел. Я прямо слышу кряхчение автора в процессе.

В романе, где герою 20, мне нравится, что автор учитывает - герой еще молодой придурок, в начале пути взросления. (Про Супермена-то -- скучновато). Представляю, как автору было интересно интерполировать, придумывать, отматывать эволюцию героя назад, воображая его еще птенчиком. Постепенно наращивать его круть.
Затем он опять прошелся по карьере вперед. Пришлось изворачиваться и вписывать приключения в оставленные лаги.

Если возьметесь читать цикл -- попробуйте, как я: по дате написания, а не внутренней хронологии. Так любопытней смотреть, как оно сделано.

***

За два месяца, несмотря на то, что меня коварно отвлекали Ричард душка Шарп, ерофицированный "Лунный камень" и прочее по мелочи, например, работа, я прочла 13 произведений из списка "Человеческой комедии" (всего их 91) и планомерно шпарю дальше по списку.

Список этот составил сам автор, планируя собрание сочинений, и принцип списка загадочен. Это не хронологическое, по годам, и не по времени написания. А по какой-то понятной лишь ему внутренней логике, по которой он решает, в каком порядке выводить персонажей на сцену. В какой очередности "раскрывать" истории, кусочки мозаики выдавать.

И лишь от памяти читателя зависит, узнает ли он в главном герои новой книжки тень, мелькнувшую на страницах одного из предыдущих, анонимно или под девичьей фамилии. Или, соответственно, наоборот. Например, главная героиня "Бала в Со" (№2), мерзкая девица, в "Дочери Евы" (№14) появляется, уже успев дважды выйти замуж и сменив фамилию. И если ты не отследил упоминание фамилии ее покойного мужа, ты и не опознаешь ее. А вот если опознаешь, то этот характер появляется на страницах "Дочери Евы" уже во всей своей "красоте", и ты заранее знаешь, на что готов персонаж; уровни восприятия углубляются. Биографический словарь персонажей, который я нашла онлайн на английском, очень помогает при чтении: только упомянет Бальзак, что героиня пошла в гости к графине такой-то, сразу лезу в картотеку и смотрю, что это за баба, что за бэкграунд у нее, кто любовники были. Держать это все в памяти, конечно, совершенно не возможно, и Бальзак либо переоценивал читателя, либо делал это чисто для себя.

***

Первая 10-ка произведений из "Человеческой комедии", выстроенная по увлекательности и качеству (мой личный рейтинг).

Для тех, кто желает вместе со мной окунуться в этот оазис красоты и драмы, вот небольшой путеводитель -- я отсортировала первые 10 произведений из цикла: те, которые в начале, принесут, на мой взгляд, наибольшее удовольствие. А теми, которые в конце, можно даже пренебречь.

1) "Побочная семья"
2) "Модеста Миньон"
3) "Первые шаги в жизни"
4) "Загородный бал"
5) "Воспоминания двух юных жён"
6) "Кошелёк"
7) "Альбер Саварюс"
8) "Супружеское согласие"
9) "Вендетта"
10) "Дом кошки, играющей в мяч"

Далее краткие аннотации на это:

1) "Побочная семья" -- рассказ, безмерно трогательный, о мужчине, который ищет любви и понимания, а далее жизнь его наказывает, просто потому что жизнь так устроена. Немного затянуто начало, в котором Бальзак чересчур подробно описывает невероятную бедность героини, но такая затянутость вообще для него типична, можно "перематывать".

2) "Модеста Миньон" -- сатирический роман о том, как несколько молодчиков соревнуются за руку провинциалки, которую считают богатой наследницей. Начало, где Бальзак вводит нас в этот провинциальный быт, опять-таки затянуто и чересчур подробно, не бойтесь. Зато дальше он расходится, как Мольер, в своем юморе и описании характеров.

3) "Первые шаги в жизни" -- роман взросления / сатирический роман, в котором нелепый недросль набивает шишки о реальный мир и набирается ума (следует учитывать, что он - немного альтер эго автора, хотя и худой). Сатирическая составляющая -- огромная: дворянский быт, провинциальный, взятки, воровство, адюльтер, попытки сохранить лицо. Потрясающие юмористические саркастические разговоры одновременно нескольких самозванцев.

4) "Загородный бал" -- повесть как бы о любви, а на самом деле о желании девицы выйти замуж. Ее бы вполне могла написать Джейн Остин или даже Лермонтов.

5) "Воспоминания двух юных жён" -- толстый эпистолярный роман о двух девицах, вышедших из монастыря с мозгами, набитыми иллюзиями. Писала о нем ранее подробно: если воспринимать книгу серьезно, с позиции девиц, то возникает чувство омерзения от идиотизма и наивности. А вот если со стороны, понимая, что Бальзак тут их высмеивает и пародирует, то удовольствие колоссальное.

6) "Кошелёк" -- рассказ о житье-бытье молодого художника в бедном районе, который столкнулся с осколком прежней жизни -- разорившейся аристократической семьей. И пытается разобраться в их тайне. Милая безделушка с увлекательными эпитетами, рассказ с чудесной атмосферой.

7) "Альбер Саварюс" -- роман о честолюбивом юристе, который решил построить карьеру в провинции, но не рассчитал, какой он там прикует к себе интерес, особенно со стороны барышень. Сатиры тут гораздо меньше: Бальзак в процессе написания сублимировал очередной спад своего романа с Ганской, и поэтому треть романа -- вставная новелла о невероятно романтичной любви героя с "прекрасной итальянской аристократкой". Однако все равно очень увлекательно, а провинциальная барышня, одна из героинь - восхитительно демонична.

8) "Супружеское согласие" -- рассказ, изящный, но без особой драматической нагрузки. Интересен, чтобы окунуться в атмосферу балов, светской жизни и любовных интриг времен примерно Аустерлица; такой салон Анны Павловны Шерер, но у французов (и по более свежим впечатлениям, т.к. Бальзак был ближе к событиям, чем Толстой).

9) "Вендетта" -- ррррромантический рррасказ про корсиканцев в Париже. Невыносимо раздражает романтизмом и сюжетом. Если читать, то только ради сцен в первой трети, где подробно описывается, как художник организовал курсы для девиц по живопииси (это достаточно ранний пример такого); любопытное и классное бытописание, но потом автор опять сваливается в ррромантику.

10) "Дом кошки, играющей в мяч" -- повесть, с которой цикл как бы начинается, но я совершенно не советую начинать читать его именно с нее. Все фирменное бальзаковское тут есть, но как-то неимоверно затянуто, с кучей ненужных слов: автор еще не нашел свой метод.

Tags: бальзак
Subscribe

Posts from This Journal “бальзак” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments

Posts from This Journal “бальзак” Tag