Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Лариса Кашук вспоминает о советских коллекционерах: Нортон Додж


https://www.facebook.com/kashukart/posts/6724972447575638


НОРТОН ДОДЖ и его коллекция

Самой яркой и значительной фигурой из всех собирателей нонконформистского искусства несомненно является американский ученый-экономист и социолог Нортон Додж.
В настоящее время американский экономист, доктор философии Гарвардского университета Нортон Додж (1927) известен в арт-мире как один из крупнейших коллекционеров советского неофициального искусства. Он не только сумел собрать и сохранить колоссальную коллекцию ( более 20 000 произведений), но и построить для нее музей при университете Циммерли в штате Нью-Джерси.

Впервые я услышала про Н. Доджа от Владимира Немухина в конце 1960-х годов. Потом его имя стало все чаще мелькать, когда я в конце 1980-х годов собирала материалы для издания "Другое искусство". А в начале 1990-х годов я уже непосредственно столкнулась с его коллекцией. В это время я писала статьи о студии "Новая реальность" под руководством Элия Белютина, ставшей широко известной из-за скандала в Манеже в 1962 году. В 1991 году художники-белютинцы рассказали мне, что Белютин через Министерство культуры СССР отправляет большую выставку белютинцов в сто работ в Америку. По соглашению между Министерством и С.Блюм Арт Институт выставка должна была экспонироваться в 3-4 американских городах. Выставка не носила коммерческий характер и должна была возвратиться в Россию после окончания тура. Оплату транспортировки осуществляла Ассоциация " Мир культуры". Выставка была в Америку отправлена, но назад в Москву так и не вернулась. Пропала со всеми потрохами. Белютин никакой информации своим художникам не давал. Через кого-то дошли только слухи, что остатки выставки валяются в гараже бывшей ученицы Белютина Софьи Шиллер ( Эллинсон).

В 2005 году куратор музея Додджа Алла Розенфельд обратилась ко мне, как единственному специалисту на то время по Белютинской студии, с просьбой написать в их Zimmerli journal статью о Белютинской студии и их работах в музее Доджа . Я была весьма удивлена. Происхождение этих вещей в коллекции Доджа Алла так и не смогла мне объяснить.
Впоследствии, я нашла в интервью Доджа информацию о том, что с Элием Белютиным его познакомила Софья Шиллер, та самая, у которой хранились остатки белютинской выставки в Америке. Как видно, в первой половине 1990-х годов Додж и закупил работы самого Белютина и художников Белютинской студии.

Во всяком случае, когда я в середине 1990-х годов познакомилась лично с Доджем в Будапеште на большой выставке его коллекции в выставочном зале Мучарник, там уже висели работы Белютина и белютинцев. Благодаря Андрею Ерофееву, который был куратором этой выставки, мне удалось просмотреть экспозицию до открытия. И тут я замерла в ступоре. На одной из стен висела большая картина Элия Белютина" Реквием. Похороны Ленина", написанная в 1962 году. Но я точно знала, что эта картина находилась в фондах Третьяковской галереи и сейчас висит в ее залах. Мы с Ерофеевым тут же сообщили об этом Доджу, чем он был неприятно поражен. Как видно, Белютин сделал повторение " Реквияма" , и подписал 1962 годом. Еще одна его экспрессионистическая работа,проданная Доджу была подписана 1952 годом. Датировка крайне сомнительная в условиях сталинского режима.
1952 годом. Впрочем, ситуация банальная, начиная с Малевича.

И, наконец, в 2003 году, будучи в Нью-Йорке, благодаря Александру Герцману, мне удалось съездить в музей Зиммерли университета Ратгерс.
Университет Ратгерс, восьмой по древности колледж в США, который был построен в середине XVIII века. Пройдя по нескольким симпатичным университетским аллеям, мы приблизились к современному зданию музея Зиммерли. Нас встретила куратор Алла Розенфельд, которая замечательно показала нам русские коллекции музея, и прежде всего, конечно, коллекцию нонкнформистского искусства. Знакомство с Аллой превратилось в многолетние общения , продолжающиеся до сих пор.Алла много сделала для становления музея. С 1992 по 2006 годы Розенфельд была куратором коллекции русского искусства Ю. В. Рябова, а также коллекции Нортона Доджа ( искусство нонконформизма советского периода) в музее Зиммерли (Университет Ратгерс). В 2000 году была назначена директором отдела русского искусства этого музея. На протяжении многих лет она вела курсы лекций по русскому искусству и культуре в Университете Ратгерс. С октября 2006 до февраля 2009 года занимала пост вице-президента и ведущего специалиста департамента русской живописи аукционного дома Сотбис в Нью - Йорке.

От Аллы Розенфельд я получила первую подробную информацию о Нортоне Додже и его коллекции.
Нортон Додж (1927-2011) родился в Оклахома-Сити в весьма интеллигентной семье. Как рассказывал сам Додж: " У моего отца, одного из основателей, учредителей и первого президента Американской ассоциации учителей физики (позднее ставшего президентом Норвичского университета в Вермонте), было множество увлечений. Он коллекционировал восточные ковры и ковры коренных американцев, карты, керамику и артефакты. Моя мама была выпускницей знаменитого вассеровского колледжа, получила степень магистра по психологии и по домоводству, интересовалась музыкой и была очень хорошей пианисткой. Родители создали колоссальную библиотеку со многими отличными книгами."

Окончив колледж Дип-Спрингс, Додж поступил сначала в Корнелл, а потом перешел в Гарвардский университет на программу изучения провинций Советского Союза. Пять лет спустя в 1955 году ,он оказался в числе первых студентов Гарварда, получивших право приехать в СССР. Додж изучал особенности советского образования, посещал детские сады, школы и институты и по возвращении написал рекомендации по исправлению американской системы (в частности, посоветовал уделять больше внимания изучению в школе естественных наук).
В 1966 году в США было опубликовано его исследование, посвященное роли женщин в советской экономике. Более 20 лет он преподавал, был профессором экономики в университете Мэрилэнда, с 1980 в одном из колледжей этого штата.

Регулярно посещая Советский Союз в течение 20 лет до1976 года (год смерти его друга, художника Е. Рухина) Н. Додж встречался с художниками неофициального искусства, покупал у них работы
Знакомство с нонконформистским художественным подпольем произошло во время второй поездки, в 1962 году. От своих коллег по советским стажировкам Додж услышал что-то о художниках, не поддерживающих официальную линию в искусстве и показывающих свои работы на дому или в мастерской. . Попав на такую выставку, Додж приобрел картину "Объективная галактическая логика" кисти Льва Кропивницкого, сына Евгения Кропивницкого — патриарха московского андерграунда, оказавшего громадное влияние на так называемый лианозовский круг. Тогда же Нортон Додж попал в знаменитый особняк Нины Стивенс. На одном из воскресных обедов у Стивенсов, где гости из дипломатических и журналистских кругов непринужденно знакомились и общались с художниками-нонконформистами, Доджу удалось осмотреть обширную коллекцию Стивенсов. Он влюбился в творчество московских художников-нонконформистов и начал собирать свою коллекцию. Нина Стивенс постоянно его поддерживала.

При сборе коллекции Додж руководствовался весьма определенными своими принципами:
"Мой подход к коллекционированию произведений художников-нонконформистов отличается от всех других. Я хотел исследовать различие в степени контроля со стороны правительства в Москве и по всему Советскому Союзу. Рассмотреть этот вопрос исходя из разных аспектов – физического, языкового, культурного, исторического. Поэтому я был заинтересован в коллекционировании произведений искусства не только из Москвы и Ленинграда, но и из других регионов Советского Союза: из трех прибалтийских республик, из Беларуси, Украины, Грузии, Армении, равно как и из Азербайджана, а также из ряда среднеазиатских республик и Сибири.

В книге Джона Макфи «Выкуп русского искусства» приводятся впечатления российских художников от Доджа: «Нам он представлялся мистической фигурой – какой-то американский профессор с деньгами, которого интересует русское искусство. Мы его не понимали. Он был странный и неловкий – всё время что-то ронял. Боялся представиться. Мы подозревали, что он работает на КГБ, или тот, кто его привёл… Он был одет кое-как, в общем, не выглядел как американец. Скорее, как русский. Если бы он и был русским, то, наверное, он показался бы нам совершенно нормальным».

Коллекция Доджа росла и пополнялась разными способами.
В 1967 году Нина Стивенс привезла значительную часть своей коллекции в Соединенные Штаты и устроила выставку. Тогда же Доджу посчастливилось приобрести у нее около пятидесяти ранних знаковых нонконформистских работ, благодаря которым заполнились существенные пробелы в его коллекции .

В дальнейшем в вывозе картин Доджу помогали иностранцы, работавшие в СССР (дипломаты, журналисты). Со второй половины 1970-х Н. Додж покупал картины у художников-эмигрантов, живших в США, или у приезжавших туда арт-дилеров: "По мере того как моя коллекционная деятельность расширялась, вывоз нонконформистских, диссидентских произведений искусства стал представлять проблему. Тогда я продолжил эту работу в США, покупая работы у арт-дилеров и у художников, переселившихся в Америку. Я ограничился произведениями искусства, которые были созданы до того, как Sotheby's в 1988 году провел в Москве свой аукцион. После этого мероприятия мне показалось, что западное влияние на российское искусство стало гораздо более значительным. Мне это было уже не так интересно."

Одним из первых русских кураторов коллекции Доджа была Маргарита Тупицына, которая работала у Доджа " в первой половине 1980-х, пока он еще не пристроил «русское крыло» к музею Зиммерли при университете Ратгерс, а затем я преподавала в том же университете (в 1995 году) . Все, что у него в коллекции есть хорошего, пришло через нас. Мы или советовали, или отдавали в музей работы, которые нам присылали художники из СССР, — ведь Додж оплачивал многие выставки и каталоги.!

В середине 1980-х годов скульптор и издатель эмигрантского журнала об искусстве "А-Я" Игорь Шелковский продал Доджу работы нонконформистских художников, которые ему присылали из Москвы. Шелковский рассказывал корреспонденту "Ъ", как, будучи в Париже, собственноручно монтировал работу концептуалиста Игоря Макаревича перед отправкой в США из вывезенных из СССР деталей.

Константин Кузьминский, поэт, ученик Василия Ситникова и автор антологии «Голубая лагуна» в эксклюзивном интервью «Русскому миру» сказал:
– Нортон только через меня нашёл около 100 художников и купил за тыщу работ, начиная с 77-го года. Мало кто упоминает, что он не только покупал искусство, но и кормил десятки живых художников – за так, а не только за картинки... ту же легендарную Лиду Мастеркову – только он и сохранил… Америке эта коллекция НЕ НУЖНА! Нортон совался во все музеи – ответ одинаковый: «Пару-тройку имён и десяток картин возьмём...». Отчего и кончил в непрестижном Рутгерсе (достроив им музей, кстати)... А сколько ещё осталось в табачных сараях в поместье его – ещё столько же, наверное…

В конце 1980-х- нач. 90-х годов часть своей коллекции Нортону Доджу продал Александ Глезер
В создании коллекции Доджу помогали многие русские коллекционеры. Додж отмечал:

"Особенно уважаю Георгия Костаки. Мы встретились в 1961 году. Он был одним из самых первых коллекционеров нонконформистского искусства, а также спасителем русского авангарда. Нина Стивенс также один из первых коллекционеров работ советских нонконформистов – она представила меня ряду художников. Я испытываю особые чувства по отношению к Тане Колодзей, с которой я провел много дней и вечеров, путешествуя по Москве и встречаясь с десятками художников-диссидентов. Сейчас она и ее дочь Наташа имеют свой собственный фонд, очень активный в продвижении нонконформистского искусства, организации выставок в США и в России. Отмечу Лену Корнетчук, когда-то мою студентку, написавшую диссертацию по российскому официальному и неофициальному искусству с последующей защитой в именитом Джорджтаунском университете. Она стала важным дилером и много сделала для расширения нашей коллекции. Вообще, я с большим удовольствием вижу, что количество коллекционеров возросло за последние несколько лет и что нонконформистское искусство получило, наконец, заслуженное признание."

Становление и оформление коллекции прошло много этапов. В своих интервью Н. Додж рассказывал:
"Все произведения первоначально хранились в далеких от идеальных условиях на моей ферме в штате Мэриленд. По мере роста коллекции я начал искать подходящее для нее пространство – желательно в университетском сеттинге с русской программой, в крупном районе города. В то время интерес к диссидентскому советскому искусству среди арт-дилеров, коллекционеров и музейных кураторов был минимальным. Очень немногие люди обладали какими-либо знаниями об андеграунде, «подпольном» искусстве, которое получило развитие после смерти Сталина.

Наконец, в 1991 году появился потенциальный постоянный дом для моей коллекции. Я забирал картину Лидии Мастерковой в доме знаменитого коллекционера русского искусства Джорджа (Георгия) Рябова в северном Нью-Джерси. После показа своей впечатляющей коллекции он упомянул о том, что все это уже подарено Музею искусств Зиммерли в Университете Рутгерс, который являлся альма-матер Рябова. Отличная репутация Университета Рутгерс и его близость к Нью-Йорку отвечали двум моим ключевым требованиям. Вскоре мы заключили соглашение, предусматривавшее, что я и моя супруга Нэнси дарим нашу коллекцию университету и она будет выставлена в отдельном крыле Музея Циммерли. В 1995 году работы из нашей коллекции переехали в музей для постоянного показа. По этому случаю мы провели симпозиум, на котором присутствовали многие крупные художники, и издали 360-страничную книгу «От ГУЛАГа до Гласности. Нонконформистское искусство из Советского Союза». Все эти годы мы с Нэнси продолжали пополнять коллекцию, которая сейчас насчитывает более 20 тысяч произведений искусства плюс архивные материалы."

В 1995 музее Зиммерли университета Ратгерс открылась постоянная экспозиция неофициального русского искусства, включающая картины О. Рабина, И. Кабакова, Э. Булатова, О. Васильева, В. Комара и А. Меламида, ассамбляжи Д. Плавинского, скульптуры В. Орлова, объекты Д. Пригова, инсталляции Л. Ламма, В. Янкилевского. Небольшая экспозиция была создана на основе огромной коллекции, переданной Н. Доджем в музей Зиммерли.

Н. Додж регулярно выставлял произведения из своей коллекции с 1977. Первая выставка, включившая более 300 работ, состоялась в рамках ежегодного собрания Американской ассоциации по продвижению славянских исследований (AAASS) в Вашингтоне. В начале 1980-х Н. Додж основал некоммерческую галерею Центр современного русского искусства Америки в Сохо в Нью-Йорке, в здании, принадлежащем Э. Нахамкину. Среди кураторов выставок было много русских искусствоведов: М. Тупицына, Татьяна и Наталия Колодзей, Алла Розенфельд, Юлия Туловская. Работы коллекции Н. Доджа принимали участие в выставках музея C.A.S.E. в Нью-Джерси, основанного А. Глезером с 1980. Н. Додж входил в правление этого музея. Открытие постоянной экспозиции в музее Зиммерли в 1995 сопровождалось симпозиумом и каталогом «От Гулага до гласности. Нонконформистское искусство из Советского Союза». В 2004 в музее прошла большая выставка «Вне времени. Фотография и фото-ориентированные произведения».

В силу сложной специфики отбора произведений огромная коллекция Нортона Доджа отнюдь не однородна по составу и качеству. Но на сегодняшней день это самая крупная коллекция нонконформистского искусства, спасенного от небытия одним человеком. В силу неблагоприятных политических обстоятельств коллекция пока как бы "зависла". Но она сохранена. И хотелось бы надеяться, что наступит время, когда она прозвучит во всю силу.

ЛАРИСА КАШУК














Tags: коллекционеры
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal