Шакко (shakko.ru) wrote,
Шакко
shakko.ru

  • Mood:

Тайна личности Кристобаля Хунты

Несомненно, личность человека, который под именем "Кристобаль Хозевич Хунта" работает в НИИЧАВО, является фальшивой.


Илл. Евгения Мигунова (1965)

Во-первых, нам говорит об этом его имя. И дело не в отчестве, как раз для экспата в России нормально получить русифицированное отчество -- нам так удобней, и мы умеем их образовывать их от самых экзотических имен, и наслаждаться этим. И дело не в том, что имя "Хозе", от которого оно образовано, существует только во французской опере "Кармен", а по-испански оно будет все-таки "Хосе" (Jose): пути сложения отчеств в русских устах неисповедимы. Впрочем, эта буква "з" дает нам намек на время переезда героя к нам: после 1875 года, премьеры оперы Бизе.

Настораживает фамилия "Хунта". Начнем с того, что в ней отсутствует аристократическая частица "де", хотя он, безусловно, благородный идальго. Впрочем, он мог отказаться от нее из-за коммунистических идеалов, которые мы можем предполагать, ведь из-за чего-то он к нам переехал, почему бы не из-за них.

Гораздо важнее, что фамилии "Хунта" в испаноязычной культуре не существует.
Вообще.
Есть слово junto -- "вместе", и есть образованный от него термин junta, который в нашей оперативной памяти связан с военными диктатурами в Латинской Америке, типа "заговор генералов, устраивающих путч и приходящих к власти". На самом деле, явление более древнее, термин еще средневековый, им называли собрания, которые пытаются что-то решать, типа наших "вече", "земских соборов". Прочая Европа узнала о существовании хунт тогда же, когда о герилье -- во время наполеоновских войн, когда официальная администрация Испании повела себя, как безголовая курица, и сдала страну французам, а вот народ самоорганизовался и отстоял родину. Предполагаю, это дает нам верхнюю дату возникновения псевдонима -- не ранее 1800-1810-х годов.

Но тут у любого, знающего испанский язык и знакомого с культурой, возникает вопрос, а мог бы испанец взять себе в качестве псевдонима фамилию "Хунта"? Такую откровенно фальшивую? Почему он не взял какую-то реально существующую испанскую фамилию, можно не дворянскую: Фернандес, Альварес, Эррера, Мартин -- любую фамилию, которая бы не вызвала подозрений у другого испаноговорящего?

Объяснений, почему наш герой (подозреваю, при эмиграции в Россию) мог приобрести такую фамилию, два. Либо он взял такую фамилию сам, исходя из ее значения ("вместе"), и тогда мы снова возвращаемся к предположительным коммунистическим, общинным идеалам (это как если бы русский при эмиграции сменил фамилию на "Вместемысилов", типа такого). Либо, и этот вариант мне кажется более правдоподобным и логичным, фамилию эту для него выбрал некто, не знающий испанского языка, и выбравший наобум красиво звучавшее испанское слово.

Если мое второе предположение верно, то выходит, что человек, пользовавшийся именем Кристобаль Хунта, приехал на территорию России с фальшивым паспортом на это имя, изготовленным для него специально, так как имя, которым он пользовался прежде, оказалось слишком известным властям Европы. Это позволяет нам отказаться от предположения, что он приехал в Россию после 1917 года, воодушевленный коммунистическими идеалами, чтобы принять участие в строительстве нового государства -- в таком случае ему не нужно было бы пользоваться фальшивым паспортом, он бы приехал с удобной себе фамилией, привычной (подозреваю, что к 1900-м годам, он, как Дункан Маклауд, сменил уже не одну личность).

Таким образом, получается, что человек с паспортом на имя "Кристобаль Хунта" приехал в Российскую империю, проскользнув мимо бдительного взгляда охранки. Тут он обтесался и приобрел отчество "Хозевич", т.е. это случилось в промежутке между 1875 и 1917/1918 годами. Думаю, намного раньше революции, т.к. он успел тут обжиться. Тесную связь героя с революционным русским подпольем подтверждают намеками и  те факты его биографии, которые публично обсуждаются в НИИЧАВО. Он боролся с "пятой колонной", которая в своем изначальном значении все-таки не просто предатели, а агентура Франко во время последней Гражданской войны в Испании; а затем имел конфликт с неким штандартенфюрером.  Гражданские войны в Испании происходили регулярно, но подчеркивается именно эта, на которую, как мы знаем, отправились огромное количество воинов-интернационалистов, в том числе приехавшие из Советского Союза. История с офицером СС явно подразумевает внедрение испанца, шпионаж и его поспешное бегство.

Исходя из перечисленного выше, я предполагаю, что Кристобаль Хунта в 1880-1890-е влился в русское революционное подполье. Думаю, что сначала был эсером -- их активная жизненная позиция, революционный террор, подходит к его темпераменту. В дальнейшем он очевидно склонился к большевикам. Как и многие из старых революционеров, он имел колоссальный опыт по подпольной работе, известно, что многие из них в первые годы существования молодой Советской Республики стали служить тому, что по простому называется словом "разведка". Несомненно, Кристобаль Хозевич Хунта был лично знаком с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским, быть может, научил его некоторым приемам конспирации, и не у него ли Феликс подсмотрел этот испанский вариант стрижки бородки и усов?

О разведывательных операциях Хунты в послереволюционные годы мы не знаем, возможно, он уже "вышел на пенсию", и только, узнав о Франко, тряхнул стариной и отправился на родину. Помочь, однако, не смог (хотя и применял, по слухам, к франкистам пытки). Следующий раз он тряхнул стариной в тяжелые дни Великой Отечественной войны, когда старика призвали и внедрили, однако что-то пошло не так, и ему пришлось быстро таксидермировать немецкого офицера, которого должен был разработать. С тех пор его к оперативной деятельности больше не привлекали, и он спокойно работает в институте.

Отдельно скажу и об имени "Кристобаль", которое тоже явно не родное. Почему же? Потому что известно, что молодой Кристобаль Хунта служил императору Карлу Великому (умер в 814 году), намекается на битву в Ронсевальском ущелье (778). Однако на территории Испании на классическом испанском языке тогда не разговаривали, этот язык еще не возник. Даже его ранняя форма, castellano antiguo, начнет складываться с 10 века. Характерно испанского имени "Кристобаль" тогда банально не существовало, оно могло использоваться в варианте вульгарной латыни -- Кристофорус (Christophorus). Молодой волшебник, служивший императору франков, мог именоваться в латинском варианте имени или в франкском (не нашла, как он точно звучал тогда).

Меня, правда, настораживает демонстративно христианское значение этого имени -- "Несу Христа". Учитывая, что 8-й век для Испании время этнически и конфессионально сложное (Реконкиста от арабов еще впереди), а Хунта "рассвирепел и дезертировал", узнав, что император Карл хочет воевать "не с маврами, а с соплеменными басками", быть может, стоит предположить, что христианство его на тот момет было достаточно "вчерашнее" и в нем есть даже мавританская кровь. Связь его с Востоком в те древние времена известна: "Все имеющиеся в институте щиты были изъяты в своё время из сокровищницы царицы Савской. Сделал это не то Кристобаль Хунта, не то Мерлин", также он аж в 8-м веке выдрессировал китайского дракона, а европейские путешественники так далеко не заплывали, не то, что арабские.

Из других странных моментов его биографии отметим, что по-русски он писал ужасно неразборчиво, готическим шрифтом. Это звучит странно, т.к. к тому времени, как готический шрифт возник,  после Карла Великого прошел уже не один век, и Хунта очевидно давно умел писать. Все это, правда, опирается на предположение, что Кристобаль Хозевич Хунта (или слухи о нем) не врут о том раннем периоде. Быть может, он все-таки моложе, и родился, научился писать именно в период господства готического почерка -- с 11 по 16 века. В таком случае, правда, имя "Кристобаль" уже может быть подлинным, изначальным. Кстати, его превосходные навыки в фехтовании указывают, что условная молодость (когда мужчине интересно в этом упражняться) могла прийтись на 15-17 века. Примечательно, что он предлагает противнику на дуэлях "на выбор рапиры, шпаги или алебарды": значит ли последнее, что он служил в армии? Каких веков? Я имею в виду, в повседневной жизни дворяне ведь просто так не тренировались на алебардах фехтовать, вероятно, лишь в составе войск? Нужна консультация специалиста.

Другая загадка связана с утверждением, что "некогда, в ранней молодости, он долго был Великим Инквизитором, но потом впал в ересь".  Более того, он сам говорит "Я простой бывший Великий Инквизитор", так что мы не можем списать это утверждение на слухи, и вынужденны рассмотреть его тщательно. Начнем с того, что "в ранней молодости" он быть им не мог: должность введена только в 1483 году. Учитывая Карла Великого, Хунте должно быть уже лет семьсот-восемьсот. Вероятно, слухи ошибочны в прилагательном "ранней" (либо он родился сильно позже, в эпоху готики).

Тем не менее, утверждение, что он занимал именно эту должность, проблемное, и не произнеси герой это собственными устами, я бы предпочла списать его на слухи как непроверяемое. Дело в том, что "Великий инквизитор" -- это высшая должность в иерархии, и в общем-то, их список обозрим и проверяем. Незнакомцу с мутной биографией там не вкрасться, только если с очень хорошей легендой. В рамках дальнейшего расследования следует внимательно изучить список этих иерархов, и найти такого, кто был не очень знаменит (очевидно, что Хунта -- все-таки не Торквемада), занимал эту должность "долго" (больше 5-10 лет), и покинул ее при мутных обстоятельствах: автор пишет "впал в ересь", но мы уже знаем, что это ненадежный рассказчик.

Что это могла быть за "ересь"? Какой-нибудь протестантизм? Подозреваю, что все-таки интерес к научно-техническому прогрессу, науке, симптомом чего является высокий профессионализм Хунты в таксидермии. Она, кстати, начала возникать в 16 веке, однако нормальное развитие получила позже, только с 18 столетия, когда Хунта, очевидно, уже давно порвал с инквизицией. Испанские историки пишут, что в их стране таксидермия развивается в 19 веке, причем слабовато. Так что предположим, что это ремесло он изучал не на родине, а, скажем, в Великобритании, поскольку именно там он мог достигнуть высокого уровня, скажем, в Rowland Ward studio. Однако отметим, что таксидермия человека отличается от таксидермии животных, и в общем-то, известны считанные случаи успешных попыток в 19 веке, причем с перезахоронениями в наше время. (Прорыв произошел только в 1970-х годах с изобретением процесса пластинации, и так мы получили выставку Body Worlds на ВДНХ). Впрочем, с 19 века таксидермия развивается и на китайских территориях (благодаря англичанам), и учитывая давние связи Хунты с этим регионом, он мог обучаться ремеслу и там. Впрочем, он мог достигнуть совершенства, позже, после переезда в России -- наши мединституты в Москве и Петербурге были очень высоки по уровню. Однако мне кажется это сомнительным: учитывая горячий интерес героя к этой теме, научный склад его мышления, он не стал бы откладывать, он бы изучал новинку по горячим следам и сам бы вносил вклад в ее развитие, быть одним из пионеров. Быть может, он был как-то связан с Жюлем Верро, тем самым, кто таксидермировал человека.

Таким образом, подытожу: подлинное имя Кристобаля Хозевича Хунты остается загадкой, хотя, возможно, вариант с "Кристофором" является верным. Неизвестен его настоящий возраст, этническое происхождение, социальный слой. Одну из его личин возможно вычислить по списку Великих инквизиторов. Некоторая ясность возникает только  в 19 веке: учитывая историю развития таксидермии, с 1850-х годов он должен был жить в одном из центров ее прогресса, контактировать с мэтром (это путь вычислить другую его личину). Во второй половине ХIХ века он проникся идеями социальной справедливости. Примерно в 1870-1900-х годах он эмигрировал в Российскую империю по подложному паспорту на имя Кристобаля Хунты, обжился в русском революционном подполье. После революции он, вероятно, стал кадровым разведчиком, был послан советской стороной участвовать в борьбе с Франко, позже принимал участие в операции внедрения во время Второй Мировой войны. Ушел на пенсию и целиком отдался научной работе в институте.

Это лишь первая попытка подступиться к тайнам этой загадочной биографии. Я надеюсь, найдутся более вдохновенные исследователи, которые пойдут путями, намеченными мною, и попробуют расследовать эти загадки в архивах русского революционного движения и советской разведки.

______________

UPD: в комментариях дополняют, что в Лондоне во 2-й пол. 19 века было гнездо левых и огромное количество русских революционеров в эмиграции. Именно так, приехав туда учиться таксидермии, он мог ввязаться в нашу историю.

"Впавший в ересь инквизитор" мог быть в середине XVIII века видным немецким масоном Карлом Хундом (обратите внимание на созвучие имен), личность которого покрыта тайнами.

Дворяне научились сражаться алебардами примерно во время Столетней войны (14-15 вв), когда рыцари заново освоили пеший строй, а доспехи были слишком тяжёлыми для мечей.

Между 1917 и началом гражданской войны в Испании он мог участвовать в установлении и развитии дипотношений с Мексикой, которая в 1924 году первой в Новом Свете признала СССР. По этой линии - и наблюдение за Эйзенштейном во время его поездки в Мексику, и участие в организации слежки за Троцким.

Версия о связи с колониями может снять проблему с "великим инквизитором". Он мог не быть Великим инквизитором, он мог быть просто главным инквизитором в какой-нибудь латиноамериканской стране. Прилагательное одно - general, слово "Великий" появилось только в русском переводе.

Далее можно предположить, что его навыки таксидермии могли быть наработаны во время занятий на медицинском факультете Национального университета Мексики, каковой (факультет) располагался в знании бывшего Дворца инквизиции, куда КХХ не мог не зайти по старой памяти. К слову, мексиканская инквизиция была ликвидирована в 1820 г. Любопытное совпадение с вероятным временем присвоения псевдонима Хунта.

"К почерку-то не придирались бы, а? Переучиваться с латинской скорописи на минускул, а потом на готику трудно и долго, поэтому Хунта просто решил не обращать внимания на позднейшие изыски буквописания. За прочтением имени хорошо бы обратиться к знатоку пунистики, очень уж выпирает это «ба(а)л». Христос-Баал, нуу, эмм…"

Tags: дюже сомнительное литературоведение, испания
Subscribe

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 127 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Незнакомцу с мутной биографией там не вкрасться, только если с очень хорошей легендой. В рамках дальнейшего расследования следует внимательно изучить список этих иерархов, и найти такого, кто был не очень знаменит (очевидно, что Хунта -- все-таки не Торквемада), занимал эту должность "долго" (больше 5-10 лет), и покинул ее при мутных обстоятельствах: автор пишет "впал в ересь", но мы уже знаем, что это ненадежный рассказчик.

Стало интересно, я проверил и тут же такового нашёл! И он именно что (якобы) впал — ну, не совсем в ересь, иудаизм это не ересь а апостасия, но вот такие тонкости в СССР легко могли перепутать. Диего де Деcа, непосредственный наследник Торквемады.

https://en.wikipedia.org/wiki/Diego_de_Deza

В молодости (в рамках данной гипотезы это "якобы" молодость) поступил в Доминиканский орден. Самое сложное тут — с тем, откуда его могила.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “дюже сомнительное литературоведение” Tag