Проект «За фасадом эпохи. Истории московских художников 1920-х – 1940-х годов» (до 30 января) проходит в галерее "Галеев" (м. Пушкинская/Маяковская).
Эта выставка организована наследниками художников группы "Плеяда", галереей "Галеев" и МУАРом (где она должна была открыться изначально, но не получилось).
Константин Эдельштейн. Военные огороды. 1943
Здесь представлены московские художники, творческий расцвет которых пришелся на переломные для советской культуры 1920-е -1930-е годы.
Это Лидия Агалакова, Меер Аксельрод, Лев Аронов, Мария Владимирова, Михаил Вогман, Кира Габрилович-Мосякова, Александр Глускин, Борис Голополосов, Товий Гусятинский, Георгий Ечеистов, Лидия Жолткевич, Мария Ильф-Тарасенко, Лев Зевин, Александр Китаев, Татьяна Козулина, Ева Левина-Розенгольц, Сергей Маркин, Соломон Никритин, Георгий Павильонов, Серафим Павловский, Борис Петров, Николай Прокошев, Михаил Ранков, Елена Родова, Сергей Романович, Иван и Надежда Свешниковы, Роман Семашкевич, Антонина Софронова, Баки Урманче, Раиса Флоренская, Лидия Хромова, Константин Чеботарев, Антон Чирков, Константин Эдельштейн, Сергей Эйгес.
Иван Свешников. Русская венера в красном платье. 1920-е
Имена неспециалистам неизвестные, однако выясняется, что зря.
Сергей Эйгес. Автопортрет. 1932
Как гласит пресс-релиз выставки: "В зависимости от времени начала творческой деятельности можно выделить «старших» и «младших» художников. «Старшие» успели поучаствовать в объединениях и выставках, но уже с конца 20-х годов их стали подвергать жесткой критике за «живопись, глубоко субъективно и индивидуалистически преломляющую внешний мир», за «реакционно-упадническую работу», за «крайний индивидуализм», от которого «несёт мистическим бредом», за формализм и «придумывание»".
Борис Голополосов. Паук (Сон). 1922
Б. Голополосов. Бригада рыбаков (Бударки). 1932
Результатом для некоторых стало исключение из МОССХа, перевод в кандидаты, или просто отказ в приеме в Союз художников и, как следствие, невозможность участвовать в профессиональной художественной жизни: получать заказы и контрактации. «Младшие» художники начали активно работать в начале 30-х годов.
"Из-за схлопывания пространства свободы, из-за банальной невозможности работать публично в «мелкобуржуазных» и «попутнических» жанрах и стилях, они были вынуждены заниматься станковой живописью «в стол». На жизнь художники зарабатывали монументальной живописью, оформлением зданий и улиц, преподаванием, иллюстрацией книг и журналов, созданием декораций к спектаклям, росписью тканей, работой над детской игрушкой, ретушью..." Текст отсюда: https://ggallery.ru/exhibitions/1309/
Анатолий Гусятинский. Композиция с лодкой. 1920-е.
Один из авторов, который мне особенно запомнился -- это невестка Ильфа, уроженка Одессы
Мария Николаевна Ильф-Тарасенко. Курица. 1929
М. Ильф-Тарасенко. Автопортрет с палитрой. 1929
М. Ильф-Тарасенко. Портрет девочки. 1920-е
Эта выставка является данью памяти Ольги Осиповны Ройтенберг (1923-2001) – историка искусства, которая первая начала собирать информацию об этих забытых авторах 1920-х – 1930х- годов, вернув целое поколение художников из забвения.
Лидия Хромова. Натюрморт с нарциссами. 1952
Выставка проходит в частной галерее "Галеев", которую надо отыскать в переулках поблизости от Патриарших прудов. Она занимает подвальное помещение, и поначалу думаешь, что выставка окажется маленькой. Однако уровень представленных картин так высок, что трех залов лично мне очень хватило для эстетического насыщения.
В витринах представлены и более хрупкие экспонаты. Практически все они являются собственностью наследников художников.
Вот от этого художника сохранилось всего три картины, две из них -- в ГТГ.
Александр Голованов. Уголок улицы. 1930
Роман Семашкевич. Возвращение стада. 1929-1930
Георгий Павильонов. Два мальчика. 1937
Я, как обычно, фотографировала и опубликовала здесь не все -- выставка гораздо масштабней и интересней.
До 30 января
https://ggallery.ru/exhibitions/1309/
(Галерея маленькая, частная, лучше звоните заранее уточнить режим работы).