Перевод статьи What It Means When an Auction Lot Is Withdrawn by Jillian Billard / Artsy
https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-auction-lot-withdrawn
В октябре 2020 года в заголовках газет много мелькал прошедший аукцион Sotheby's, но не из-за прибыли в 283 млн долларов, включая продажу Ван Гога и Джакометти, а из-за того, что в продаже не оказалось. Всего за два часа до начала аукциона Балтиморский музей отозвал две картины художника Брайса Мардена и Клиффорда Стилла, а также картину Энди Уорхола, которую планировалось продать в частном порядке. Музей планировал избавиться от работ, оцениваемых в общей сложности в 65 миллионов долларов, чтобы на вырученную сумму повысить зарплаты сотрудников во время COVID-19 и приобрести больше работ небелых художников и женщин-художников в рамках новой инициативы диверсити. Однако за несколько недель до аукциона давление на музей со стороны членов совета директоров и попечителей, которые принялись угрожать, что в случае этой сделки музей не получит около 50 миллионов долларов в виде пожертвований, начало усиливаться, и в конечном итоге привело к тому, что на языке арт-индустрии называется отказом от участия в одиннадцатом часу (eleventh-hour withdrawn) -- лоты были сняты с продажи.
Отзыв лотов от Балтиморского музея стал событием, попавшим в прессу, из-за своих спорных обстоятельств (помимо того, что от их продажи ожидалась заметная прибыли), однако подобное изъятие лотов накануне торгов не является редкостью. На самом деле, подобное происходит довольно регулярно. По словам арт-консультанта и независимого куратора Нэнси Чайкин, «на каждом крупном аукционе бывает по крайней мере несколько». Тем не менее, общественность редко оповещается об этом.
Так что же влечет за собой снятие лота и почему они не получают более широкой огласки? Почему произведения искусства бывают сняты с аукциона и каковы последствия этого?
Почему произведения искусства снимаются с аукциона?
Существует бесчисленное множество причин, по которым лоты могут быть отозванными -- от проблем с условиями и споров о праве собственности до того, что сдатчик (consignor) изменил свое мнение в последнюю минуту.
Советник по искусству Сюзанна Поллен перечислила наиболее частые юридические причины отзыва:
- озабоченность по поводу подлинности;
- споры о праве собственности (обычно внутри семей, например, во время бракоразводного процесса или если какая-либо третья сторона имеет какую-либо финансовую заинтересованность в работе);
- претензии в отношении украденного имущества (например, изъятие четырех греческих и римских древностей из онлайн-продажи Christie's в июне прошлого года из-за предположений о том, что они были похищены);
- вопросы незаконного экспорта;
- и смерть владельца после отправки.
Лот также может быть отозван, если аукционный дом пришел к выводу, что работа не достигнет на торгах резервной цены (reserve price) или согласованного минимума (agreed-upon minimum), установленного сдатчиком лота. «Иногда отозванный лот вызывает меньше беспокойства, чем то, что оказалось купленным, потому что эта отозванность не обязательно свидетельствует об отсутствии спроса или интереса», - рассказывает советник по искусству Алекс Глаубер. Он объясняет, что если работа выставляется на аукцион и остается непроданной, она получает клеймо, которое наносит гораздо больший ущерб стоимости работы при перепродаже, чем если бы она была отозвана. Следовательно, если есть какие-либо признаки того, что резервная цена не будет достигнута, будь то из-за катастрофического события, например, краха фондового рынка, или просто из-за отсутствия спроса, аукционный дом часто советует сдатчику снизить минимальный уровень, чтобы гарантировать что работа уже продана. Если сдатчкик отказывается уменьшить резервную цену, аукцион может порекомендовать просто снять лот с аукциона.
Тодд Левин, член правления Association of Professional Art Advisors (APAA) и бывший деловой партнер Sotheby's, отметил, что «аукционные дома обычно хорошо понимают, удастся ли достигнуть резерва или нет». Опираясь на свой опыт работы с аукционными контрактами на Sotheby's, Левин объяснил, что «чем дороже лот, тем больше вероятность того, что по условиям контракта до продажи, если какая-либо из сторон посчитает, что на предварительном этапе не возникла адекватного интереса к до-аукционному эстимейту, они имеют право отозвать этот лот с согласия другой стороны без каких-либо штрафов для сдатчика».
Каковы последствия для отозванного лота?
Поскольку лоты, снятые с аукциона - обычное явление, большинство возможных ситуаций обычно описано в предварительном договоре продажи. Поллен объяснила, что «аукционные дома имеют пункты в своих "Условиях ведения бизнеса", позволяющие им снимать лоты по любой причине», отметив, что «если аукционный дом отозвал лот по причине, которая впоследствии была признана неверной, а сдатчик пропустил шанс успешной продажи, будет очень сложно доказать халатность и финансовые потери».
Со стороны сдатчика предусмотрены меры защиты от изъятия по согласованию с аукционным домом. Однако, если сдатчик решит отозвать что-то в последнюю минуту вопреки совету аукционного дома по личным причинам, он окажется на крючке из-за значительного размера kill fee (выплаты при неиспользовании). Однако в некоторых случаях, если между сдатчиком и аукционным домом существуют выгодные в финансовом смысле отношения, отказ от этой платы может оказаться в интересах обеих сторон.
Из-за возможных осложнений Поллен рекомендовала частным сдатчикам и попечителям всегда консультироваться с независимым консультантом, который может снизить риски на стадии контракта, а также дать представление о сроках и стратегии продаж.
Как отзыв влияет на стоимость работы?
По словам Левина, в большинстве случаев изъятия обычно не отображаются ни в одной общедоступной базе данных, и даже если они там появятся, это, скорее всего, не окажет существенного влияния на оценку работы при будущих продажах. Например, если произведение искусства изъято из-за вопроса подлинности и позже будет признано подлинным, оно обычно может вернуться на аукцион с незначительным ущербом, нанесенным его стоимости при перепродаже. Если лот был отозван из-за спора о праве собственности между парой во время бракоразводного процесса, отзыв не имеет никакого отношения к самой работе, поэтому стоимость, скорее всего, не пострадает, если работа будет вновь выставлена на аукционе. На другом конце спектра, однако, случай, когда произведение искусства изъято из-за проблем с его состоянием или повреждения во время транспортировки. В этом случае придется изменить стоимость работы.
Левин, однако, указал, что будучи советником, он никогда бы не рискнул. «Я не основываю свои суждения на вере, -- сказал он. -- Я бы провел исследование и использовал свои 40-летние контакты, чтобы выяснить, почему именно произведение было снято с торгов». Если коллекционер хочет приобрести произведение, но есть опасения по поводу характера снятия с предыдущего аукциона, советники по искусству могут предоставить ценную информацию о деталях снятия, которые недоступны для широкой публики.
С точки зрения влияния изъятия лота на стоимость других работ художника, шансы на снижение стоимости обычно минимальны - если только, как объяснил советник по искусству Алекс Глаубер, художник не имеет развитого вторичного рынка и снятый лот не стал одной из первых его работ, поступивших на торги. «Это не предвещает ничего хорошего для предположения о наличии устойчивого рынка перепродажи», - пояснил Глаубер. Но если работа известного художника будет отозвана, например, из-за проблем с качеством, это не повлияет на другую работу того же художника, которая находится в отличном состоянии.
Следует ли рассматривать снятое произведение искусства как красный флаг для будущих коллекционеров?
Хотя тот факт, что многие лоты снимают с продажи, может вызвать недоумение, обычно это не повод для проверки, особенно на текущем рынке. Поскольку в прошлом году аукционы в основном проводились онлайн, частота и сроки закупки и отзыва работ изменились. Например, на виртуальной современной продаже Sotheby's в мае прошлого года было продано 112 лотов, пять лотов прошло, а ошеломляющие 27 лотов были отозваны.
Однако, когда дело доходит до снятия с аукциона, Глаубер отмечает, что коллективная память коротка. В частности, поскольку объем первичного рынка продолжает расти, а масштабы и частота аукционов увеличиваются, коллекционеры вряд ли будут следить за подобными вещами. Будучи сам коллекционером, Глаубер объясняет, что он менее склонен бояться того, что что-то покупается или снимается, при условии, что он уверен в своей оценке качества и желательности работы. По словам Глаубера, вместо того, чтобы разочаровываться, коллекционеры всегда могут обратиться к консультанту, который расскажет о природе снятия, если возникнут какие-либо опасения. Всегда есть объяснение.
Jillian Billard
_______________________
Обратите внимание, что в списке причин в этой американской статье нет того пункта, который наиболее часто фигурирует в инсайдах Russian Sales - что кто-то пришел заранее и выкупил по более высокой цене, как Вексельберг коллекцию Фаберже, например.