Эль Греко. «Портрет знатного мужчины», 1570. Christie's. Оценка: £800 000 – 1 200 000.
Пресс-релиз гласит:
Ранний шедевр Эль Греко возглавит группу из трех уникальных картин старых мастеров, возвращенных наследникам коллекции Юлиуса и Камиллы Пристер, которые будут выставлены на вечерний аукцион «Искусство старых мастеров» Christie’s в рамках недели классического искусства в Лондоне 7 декабря.
Шедевр кисти Эль Греко «Портрет знатного мужчины» (оценка: £800 000 – 1 200 000) – одно из последних выдающихся произведений художника, остающихся в частной коллекции. Эта работа уже содержит в себе те живописные приемы Эль Греко, которые впоследствии снискали ему репутацию одного из ведущих художников-провидцев западноевропейского искусства. В 2019–2020 годах она экспонировалась в рамках знаковой ретроспективы Эль Греко, проходившей в парижском Гран-Пале.
Этот портрет возглавит подборку из трех работ, происходящих из собрания выдающихся венских коллекционеров Юлиуса Пристера (1870–1954) и его жены Камиллы Пристер (1885–1962). В период с 1938 по 1944 годы все принадлежавшие им произведения искусства были похищены нацистами. Две другие работы, выставляемые на аукцион, – это «Интерьер старой церкви а Амстердаме с занавесом-обманкой» Эммануэля де Витта (оценка: £500 000 – 800 000) и «Поясной портрет мужчины (предположительно император Фердинанд I) в отороченной мехом мантии» Мастера из Франкфурта (оценка: £40 000 – 60 000).
Этот удивительный портрет кисти Эль Греко датирован 1570 годом, когда художник прибыл в Рим. Он во многом наследует венецианской живописной традиции изображения человека, сформированной на лучших образцах Тициана и Якопо Бассано. На нейтральном фоне ярко освещенное лицо и руки мужчины намеренно контрастируют со строгим черным костюмом, а черты лица сидящего обрамляют его коротко остриженные темные волосы и борода. Влияние венецианских современников Эль Греко, особенно Тинторетто, более очевидно в сдержанной цветовой палитре и технике нанесения краски. Несмотря на наличие даты (январь или июнь 1570 года) и герба, личность натурщика остается неизвестной.
Лондонская комиссия по работе с похищенными на территории Европы произведениями искусства, представляющая интересы наследников Пристеров, нашла «Портрет знатного мужчины» Эль Греко в 2010 году. После соответствующего обращения картина в оригинальной раме была возвращена наследникам законных владельцев в 2015 году. Благодаря деятельности той же комиссии в 2019 году была возвращена и работа де Витта. Картина Мастера из Франкфурта попала в поле зрения комиссии, когда была выставлена на торги в 2006 году. После чего дело было урегулировано в мирном порядке и работу вернули наследникам Пристеров.
Лот на сайте аукционного дома
https://www.christies.com/en/lot/lot-dom-nikos-theotok-poulos-called-6350105/
***
Другие сайты пишут:
Юлиус Пристер был австрийским промышленником еврейского происхождения, который сколотил свое состояние в нефтяной и энергетической сферах. Он и его жена собрали коллекцию из более чем 80 картин старых мастеров, включая работы Питера Пауля Рубенса, ван Дейка и Франса Хальса. Супруги бежали в Париж в 1938 году и через два года поселились в Мексике. В 1944 году дом Пристера и его коллекция произведений искусства в Вене были захвачены нацистами. Поозже Пристер предпринял множество попыток вернуть свою украденную коллекцию, но скончался в 1955 году. Его жена и потомки продолжали эти попытки в последующие десятилетия.
Эль Греко был возвращен семье Пристера благодаря усилиям Комиссии CLAE, сотрудники которой заметили работу в онлайн-рекламе нью-йоркского дилера. Криминальный провенанс картины был скрыт, она оставалась в итальянской коллекции в течение четырех десятилетий. (отсюда)
Еще об этой реституции есть тут
__________________________
А я вот смотрю на эту картину и думаю: почему тут к телу человека одного размера пририсована голова и левая ладонь примерно в полтора раза больше?
Эль Греко, конечно, допускал всякие вольности, но вот с пропорцией человеческих тел именно таких пропорций у него никогда не было, даже в ранний период, в Италии.