Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Учим периодизацию-4

Служебный пост, куда скопированы простенькие тексты из инстаграмма, чтоб не сгинули там.


№22
Картинки по ссылке
https://www.instagram.com/p/CVGQDVKqO_F/

В прошлый раз мы остановились на готике. Теперь настало время перейти к следующей эпохе, из Средневековья -- в Новое время. Кстати, для обычных историков, в их периодизации, "Ренессанс" -- это еще часть Средних веков, а вот для искусствоведов -- уже абсолютно нет, это новый мир и новый взгляд, переворот всего мировоззрения.⁣

Другая важная особенность истории искусства Европы, которую следует знать -- всегда есть стилеобразующее государство, искусство в котором развивается быстрее, сильнее и очень мощно влияет на другие страны, прямо-таки диктует им. Для предыдущих эпох это тоже было справедливо, но воспринималось более естественно, поскольку диктующая страна попросту была гегемоном, властителем ойкумены: эллинизм, Древний Рим.⁣

А вот в Новое время это будут отдельные государства, причем, что удивительно, не самые могущественные на тот момент. Для 16-17 веков это будет Италия, а для 18 -- начала 20 веков -- Франция; далее уже сложнее, конечно (но нам пока до них далеко).⁣

Истории искусства прочих государств той же эпохи в таком случае оказываются региональными, такими побочными линиями. Понять которые верно без знания магистральных невозможно. Скажем, можно выучить всю историю искусства Великобритании в 16-19 века, однако если вы при этом не осилили, что в те века происходило в Италии и Франции, вы никогда не поймете процессов в английском искусстве по-настоящему. А наоборот это не работает -- для понимания итальянского искусства знать английское совершенно не нужно. Зато, если вы вызубрите Италию и позже Францию, с помощью принципов, по которым искусство слагалось в них, вы сможете объяснить историю искусства любой другой страны с европейской культурой, даже если впервые наткнулись на ее картины. Такая вот азбука.⁣

№23
https://www.instagram.com/p/CVHkoKgKixv/

Как я объяснила вчера, историю искусства Ренессанса мы будем смотреть преимущественно на примере Италии. Именно в ней в тот период жили самые талантливые художники, писались самые красивые открытия и делались самые важные изобразительные открытия. Италия при этом как целиковое государство не существовала, полуостров находился в состоянии, как бы сказали на лекциях истфака, феодальной раздробленности. Благодаря этому было множество столиц, пусть и мелких, и множество заказчиков с мощной индивидуальностью. Это вело к конкуренции между меценатами и художниками. Кстати, отличная иллюстрация, почему, чтобы нормально понимать историю искусства какой-либо страны, необходимо знать и ее просто историю, иначе по-настоящему ничего понятно не будет. Необходимо знать и об экономике этой страны, потому что искусство -- это избыточный продукт, и без наличия лишних ресурсов его много не создается. Италия же в этот была богата, ее промышленность была на высоте, ее торговцы -- самыми успешными.⁣

Историю итальянского Ренессанса начинают с Проторенессанса, то есть с "Пред-Возрождения", того, что было до начала настоящего Возрождения. Хронологически это 2-я пол. 13 и 14 век. А идеологически и стилистически? Это время, когда на дворе еще были Средние века, со всеми их интеллектуальными и эстетическими ограничениями, однако ростки новой эстетики начинали появляться. В литературе раньше - в эту эпоху жили Данте и Петрарка. Для ИЗО было важно, что в Италии кругом была везде понатыкана античность, и вот, наконец, ее начали замечать художники. Фигуры на фресках и рельефах из бестелесных начали превращаться (медленно) в реальные тела, из мышц. Архитектура начала тырить из классического ордера и пропорций. Художников начала интересовать реальность. И даже в изображении вымышленных существ начала появляться телесная красота. Светской, придворной культуры становится все больше и больше. Это период первых, робких исследований, первых ростков, пробуждения интереса. Однако видно, что это -- еще Средневековье, с его "неумелостью", нереалистичностью.⁣

№24
https://www.instagram.com/p/CVMjlCkqv1j/

Теперь приступаем непосредственно к Ренессансу. Как и большинство явлений на этой Земле оно делится на Раннее, зрелое (называемое Высоким) и Позднее. Начнем, покоряясь законам логики, с первого из них. Тут необходимо запомнить датировку: берем весь 15 век и отнимаем первые двадцать лет, которые еще как бы Проторенессанс. Примерно около 1500 года Раннее Возрождение заканчивается.⁣

Для понимания умонастроений следует запомнить, что хотя религия остается все также ключевой темой умственной жизни, светская культура развивается все сильнее и сильнее, прет, как крокусы и прочие луковичные по весне из-под опавших листьев, энергично и жизнерадостно. Жанров светской литературы все больше, все больше песен о любви. Все, что можно из греческого и римского, читают пристально, запоминая каждую мелочь, как толкинисты -- все тексты Профа, включая черновики и письма. Из античности черпают очень много, что мудро ведь в античности успели изобрести почти все.⁣

В живописи -- жуткий прорыв: изучили анатомию, открыли перспективу. Но при этом сохранили средневековую жизнерадостность, яркость красок, при общей некоторой прохладности и целомудрии. Все очень гармонично и красиво, совершенство. Чтобы не спутать с совершенством Высокого Возрождения, надо запомнить особенность: в этот период персонажи явно молчаливы. И еще -- не думают о сексе. Ключевой художник -- Боттичелли, ключевой город - Флоренция.⁣

Скульптура еще не так идеальна, что ее можно перепутать с древними греками, еще есть нечто готическое, какая-то сутулость, но от этого она как-то даже реалистичней и похожа на настоящих людей. Позже это утратится, в Высоком Возрождении статуи станут холодней и отстраненней.⁣

А архитектура уже почти абсолютное совершенство - Брунеллески, изучивший римский трактат архитектора Витрувия.⁣

№25
https://www.instagram.com/p/CVPN3hYqJz0/

На некоторое время мы удалимся из Италии, чтобы посмотреть, что творилось в это время к северу от Альпийских гор. Называют это Северное Возрождение (в отличие от англ. и др. языков, по-русски слово Ренессанс лучше говорить только про итальянцев). У Сев. Возр. нет такого дробного деления на стадии, как у итальянцев, его делят по регионам. Самые важные - Нидерланды и Германия, на следующей ступеньке Франция. Период - примерно с 1400-х до 1600. Самые известные художники, на кого ориентироваться, как на камертон - сначала Ян ван Эйк, потом Дюрер, затем Гольбейн и Брейгель.⁣

Художники С.В. жили в странах, где античность не торчала из-под земли на каждом углу, преемственность от древних римлян не пропитывала их. Реалистичность и натуроподобие, которые стали культом для итал. художников, для них были не особо важны. В отличие от итальянцев, они не отрекались от традиций своей готической живописи. Взгляните на человеческие фигуры Ван Эйка - вся та же готика, как в извивах мемов из "страдающего средневековья", а отнюдь не подражание Поликлету и Праксителю. Из-за природы, наверное, нет и такой светлоты и солнечности. Еще одно: гораздо больший мистицизм, жуть, страшилки, тоже идущие из Средневековья (см. Босх). И еще иногда - будто увелич. миниатюры.⁣

При этом нидерландцы итальянцев опережали иногда, скажем, именно они изобрели писать маслом. Для них же оказалась крайне важной идея максимально отражать вещественность, материалистичность (что потом приведет к домашним сценкам "малых голландцев", воплощающих уют). Эта доведенная донельзя реалистичность фактур оказалась важной ступенью ухода от умозрительности Ср.веков.⁣

Немцы вступили в игру позже. И для них оказалось важным итальянское влияние (и ехать ближе, и свой император кусками Италии владеет). Но вглядитесь при этом в картины Дюрера, которые не автопортреты: насколько они еще средневековы. Позже, по мере 16 века, идеальность и качество реализма, взятые у итал., будут нарастать. Но свой "акцент" останется.⁣

Ну а французы -- все намного уже и малочисленней: просто королям хотелось красивого, см. школа Фонтенбло.⁣

№26
https://www.instagram.com/p/CVX9A_hKHJt/

Наконец, самый-самый знаменитый период европейского искусства -- итальянское Высокое Возрождение. Время, когда жили и работали боги: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль (они же -- черепашки-ниндзя). Все последующее искусство (до прихода импрессионистов) будет пытаться хоть как-то достичь этого уровня, а все последующие зрители (включая наших современников) будут считать его непревзойденным и совершенным.⁣

Хронологические рамки, если грубо: 1-я пол. 15 века, если точнее: с 1490-х годов до 1527 года (император взял Рим). Эстетически вы отличите произведения этой эпохи по идеальной красоте, гармонии, совершенству, спокойствию. Отличие от предшествующей эпохи Раннего Возрождения: там люди с сомкнутыми губами, в намеренном молчании, тут они либо говорят, либо только что замолчали, видно по мимике. Еще отличия в телесности: в Ран. Возр. -- они девственны, целомудрены, в душе подростки. Тут расцветшие, взрослые, чувствуется здоровый сексапил, владение собственным телом и всеми его удовольствиями. Но без крайностей. Это важнейший девиз Выс. Возр.: тут нет крайностей, тут все точно в меру, тютелька в тютельку. Из Флоренции центр культуры перемещается в Рим.⁣

Живопись в эту эпоху достигает такой красоты, что она очевидно божественна, даже когда изображает совершенно не Бога. Именно в эту эпоху закладывается культ художника, как жреца сакрального, жреца Искусства. Да и искусство перестает считаться ремеслом. Скульпторы постигли все достижения греков и римлян, и наконец превзошли их, за счет большей наблюдательности за природы, точности в эмоциях. Архитекторы также превзошли антиков, изучили новые конструкции и приспособили все к повседневной жизни нового времени. Из имен -- Браманте, равные ему будут лишь в следующем поколении.⁣

№27
https://www.instagram.com/p/CVZg0NaqdNR/

Позднее Возрождение - последний период Ренессанса. Если грубо округлять, то это 2-я пол. 16 века, если точнее -- с 1530-х; в разных регионах Италии развитие шло с разной скоростью. Еще важно, что художники, которые жили долго, успевали пожить в разных этапах Возрождения, и в их творчестве это видно. Например, Тициан (1488/1490- 1576). Молодой он -- идеальный Высокий Ренессанс, старый -- мрачнейший поздний, предчувствие барокко.⁣

По настроению -- это период затишья перед бурей. Эстетически всё -- еще на старых рельсах идеальной гармонии, идеальной формы, но душа уже полна беспокойства и сомнений. И это отражается в искусстве. Сначала просто колоритом и мимикой, затем сильнее -- и композиции становятся страньше и страньше, и человеческая поза, анатомия -- уже точно такими, каким в реальности быть не могут, реально мутанты. Тело уже не реалистично, оно превращается в орнамент. Возникает "маньеризм" -- так называют манеру самых аффектированных позднеренессансных художников, позднее они переродятся уже в барокко.⁣

Это время -- болезненное, кризисное, своего рода Бель Эпок, Серебряный век Ренессанса. В скульптуре, правда, это заметно слабее, чем в живописи -- она больше привязана к реалистичному телу. В архитектуре эта вырвавшаяся наружу из-под маски спокойствия страсть, буйства, видна еще меньше, архитектура пока перерабатывает и даже улучшает уроки Высокого Возрождения (это эпоха Палладио, который повлиял и на сталинскую архитектуру). Впрочем, уже появляется та игра объемами, тенями, которая позже станет так важна для барочной архитектуры (см. Микеланджело как архитектор).⁣

№28
https://www.instagram.com/p/CVhLEhFKlM9/

16-й век закончился, закончилось Возрождение. Начинается новая эпоха. Далее все будет усложняться и усложняться, убыстряться и убыстряться -- чем ближе к нашим дням, тем сильнее и быстрее. 17-м век, в принципе, я могла бы оставить на следующий раз, закончив нашу "тематическую неделю" на маньеризме, но мне наоборот, захотелось продлить ее и рассказать о новом столетии, пока вы держите в голове то, что было в 16-м.⁣

Сейчас поймете почему. В 16-м в период Высокого Возрожд. доминирующей стала классика, спокойствие, идеальность. В Позднее Возрожд. - наоборот, беспокойство, буйство. Причем эти два потока накладывались кое-где друг на друга (в разницу географических центров распространения вдаваться не буду). В 17-м веке будет происходить то же самое, только более четко выражено: для буйных будет барокко, для хладнокровных - классицизм. И оба этих стиля при этом будут опираться на невероятно сильную школу живописи.⁣

Сначала про классицизм. В конце 16 века в искусстве происходит прорыв: художники изобретают ВУЗ. Теперь они учатся рисовать не у мастера в мастерских, как подмастерье, а в классах, по учебной программе. Академий основывают массу, самая важная Болонская. Это ведет к некой унификации. Идеал, который насаживают - античный, классический. Кроме того, Франция постепенно становится гегемоном и поэтому начинает определять стиль живописи, а этой стране психологически в этот период более приятен рассудочный, холодный, выверенный стиль классицизма. Государственный, веский.⁣

Черты классицизма: примат разума над сердцем, над эмоциями, выверенность, четкость композиции. Колорит чистый. Театральность жестов высокой трагедии. Иерархичность жанров, четкое понимание -- что важное, что второстепенное. Определенная каноничность схем. Лайфхак: складки тканей как будто высечены из мрамора, струятся вниз четко по законам земного тяготения. Свет - как в телестудии под прожекторами.⁣

Классицизмов будет еще много. Мы сейчас говорим об условно первом, 17-го века.⁣

№29
https://www.instagram.com/p/CVslGJvqHgy/

И мы заканчиваем нашу подзатянувшуюся неделю микроистории искусства рассказом о втором стилистическом направлении 17 века - барокко. Оно существовало параллельно с классицизмом, но было гораздо мощнее, и охватывало гораздо большее количество стран. Ключевой автор - Рубенс. Кроме того, в 17 веке творило огромное количество гениев, которых к барокко можно отнести условно, делая этому барокко комплимент: Рембрандт, Веласкес. И, конечно, Караваджо, который сам по себе отдельный стиль, со своими продолжателями.⁣⁣⁣
⁣⁣⁣
Отличительные черты барокко -- этого усугубившегося маньеризма, приобретшего эмоциональность и взрослую, мощную силу: экспрессивность, эмоциональность, перепады светотени. В классицизме складки подчинялись законам тяготения, теперь же они парят от космических вихрей. Архитектура и скульптура подчиняются тем же законам эмоциональности, с большой охотой, чем в предыдущие эпохи, в смысле именно в этот период все жанры между собой максимально похожи и сразу узнаваемы. Такое, пожалуй, еще будет в модерн.⁣⁣⁣
⁣⁣⁣
В 18-м веке параллельное существование классицизма и барокко продолжится, но эти стили будут уже другие по оттенкам настроения и искренности. Об этом в след. цикле периодизации.⁣⁣⁣

Tags: dzen, ренессанс
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments