№22
Картинки по ссылке
https://www.instagram.com/p/CVGQDVKqO_F/
В прошлый раз мы остановились на готике. Теперь настало время перейти к следующей эпохе, из Средневековья -- в Новое время. Кстати, для обычных историков, в их периодизации, "Ренессанс" -- это еще часть Средних веков, а вот для искусствоведов -- уже абсолютно нет, это новый мир и новый взгляд, переворот всего мировоззрения.
Другая важная особенность истории искусства Европы, которую следует знать -- всегда есть стилеобразующее государство, искусство в котором развивается быстрее, сильнее и очень мощно влияет на другие страны, прямо-таки диктует им. Для предыдущих эпох это тоже было справедливо, но воспринималось более естественно, поскольку диктующая страна попросту была гегемоном, властителем ойкумены: эллинизм, Древний Рим.
А вот в Новое время это будут отдельные государства, причем, что удивительно, не самые могущественные на тот момент. Для 16-17 веков это будет Италия, а для 18 -- начала 20 веков -- Франция; далее уже сложнее, конечно (но нам пока до них далеко).
Истории искусства прочих государств той же эпохи в таком случае оказываются региональными, такими побочными линиями. Понять которые верно без знания магистральных невозможно. Скажем, можно выучить всю историю искусства Великобритании в 16-19 века, однако если вы при этом не осилили, что в те века происходило в Италии и Франции, вы никогда не поймете процессов в английском искусстве по-настоящему. А наоборот это не работает -- для понимания итальянского искусства знать английское совершенно не нужно. Зато, если вы вызубрите Италию и позже Францию, с помощью принципов, по которым искусство слагалось в них, вы сможете объяснить историю искусства любой другой страны с европейской культурой, даже если впервые наткнулись на ее картины. Такая вот азбука.
№23
https://www.instagram.com/p/CVHkoKgKixv/
Как я объяснила вчера, историю искусства Ренессанса мы будем смотреть преимущественно на примере Италии. Именно в ней в тот период жили самые талантливые художники, писались самые красивые открытия и делались самые важные изобразительные открытия. Италия при этом как целиковое государство не существовала, полуостров находился в состоянии, как бы сказали на лекциях истфака, феодальной раздробленности. Благодаря этому было множество столиц, пусть и мелких, и множество заказчиков с мощной индивидуальностью. Это вело к конкуренции между меценатами и художниками. Кстати, отличная иллюстрация, почему, чтобы нормально понимать историю искусства какой-либо страны, необходимо знать и ее просто историю, иначе по-настоящему ничего понятно не будет. Необходимо знать и об экономике этой страны, потому что искусство -- это избыточный продукт, и без наличия лишних ресурсов его много не создается. Италия же в этот была богата, ее промышленность была на высоте, ее торговцы -- самыми успешными.
Историю итальянского Ренессанса начинают с Проторенессанса, то есть с "Пред-Возрождения", того, что было до начала настоящего Возрождения. Хронологически это 2-я пол. 13 и 14 век. А идеологически и стилистически? Это время, когда на дворе еще были Средние века, со всеми их интеллектуальными и эстетическими ограничениями, однако ростки новой эстетики начинали появляться. В литературе раньше - в эту эпоху жили Данте и Петрарка. Для ИЗО было важно, что в Италии кругом была везде понатыкана античность, и вот, наконец, ее начали замечать художники. Фигуры на фресках и рельефах из бестелесных начали превращаться (медленно) в реальные тела, из мышц. Архитектура начала тырить из классического ордера и пропорций. Художников начала интересовать реальность. И даже в изображении вымышленных существ начала появляться телесная красота. Светской, придворной культуры становится все больше и больше. Это период первых, робких исследований, первых ростков, пробуждения интереса. Однако видно, что это -- еще Средневековье, с его "неумелостью", нереалистичностью.
№24
https://www.instagram.com/p/CVMjlCkqv1j/
Теперь приступаем непосредственно к Ренессансу. Как и большинство явлений на этой Земле оно делится на Раннее, зрелое (называемое Высоким) и Позднее. Начнем, покоряясь законам логики, с первого из них. Тут необходимо запомнить датировку: берем весь 15 век и отнимаем первые двадцать лет, которые еще как бы Проторенессанс. Примерно около 1500 года Раннее Возрождение заканчивается.
Для понимания умонастроений следует запомнить, что хотя религия остается все также ключевой темой умственной жизни, светская культура развивается все сильнее и сильнее, прет, как крокусы и прочие луковичные по весне из-под опавших листьев, энергично и жизнерадостно. Жанров светской литературы все больше, все больше песен о любви. Все, что можно из греческого и римского, читают пристально, запоминая каждую мелочь, как толкинисты -- все тексты Профа, включая черновики и письма. Из античности черпают очень много, что мудро ведь в античности успели изобрести почти все.
В живописи -- жуткий прорыв: изучили анатомию, открыли перспективу. Но при этом сохранили средневековую жизнерадостность, яркость красок, при общей некоторой прохладности и целомудрии. Все очень гармонично и красиво, совершенство. Чтобы не спутать с совершенством Высокого Возрождения, надо запомнить особенность: в этот период персонажи явно молчаливы. И еще -- не думают о сексе. Ключевой художник -- Боттичелли, ключевой город - Флоренция.
Скульптура еще не так идеальна, что ее можно перепутать с древними греками, еще есть нечто готическое, какая-то сутулость, но от этого она как-то даже реалистичней и похожа на настоящих людей. Позже это утратится, в Высоком Возрождении статуи станут холодней и отстраненней.
А архитектура уже почти абсолютное совершенство - Брунеллески, изучивший римский трактат архитектора Витрувия.
№25
https://www.instagram.com/p/CVPN3hYqJz0/
На некоторое время мы удалимся из Италии, чтобы посмотреть, что творилось в это время к северу от Альпийских гор. Называют это Северное Возрождение (в отличие от англ. и др. языков, по-русски слово Ренессанс лучше говорить только про итальянцев). У Сев. Возр. нет такого дробного деления на стадии, как у итальянцев, его делят по регионам. Самые важные - Нидерланды и Германия, на следующей ступеньке Франция. Период - примерно с 1400-х до 1600. Самые известные художники, на кого ориентироваться, как на камертон - сначала Ян ван Эйк, потом Дюрер, затем Гольбейн и Брейгель.
Художники С.В. жили в странах, где античность не торчала из-под земли на каждом углу, преемственность от древних римлян не пропитывала их. Реалистичность и натуроподобие, которые стали культом для итал. художников, для них были не особо важны. В отличие от итальянцев, они не отрекались от традиций своей готической живописи. Взгляните на человеческие фигуры Ван Эйка - вся та же готика, как в извивах мемов из "страдающего средневековья", а отнюдь не подражание Поликлету и Праксителю. Из-за природы, наверное, нет и такой светлоты и солнечности. Еще одно: гораздо больший мистицизм, жуть, страшилки, тоже идущие из Средневековья (см. Босх). И еще иногда - будто увелич. миниатюры.
При этом нидерландцы итальянцев опережали иногда, скажем, именно они изобрели писать маслом. Для них же оказалась крайне важной идея максимально отражать вещественность, материалистичность (что потом приведет к домашним сценкам "малых голландцев", воплощающих уют). Эта доведенная донельзя реалистичность фактур оказалась важной ступенью ухода от умозрительности Ср.веков.
Немцы вступили в игру позже. И для них оказалось важным итальянское влияние (и ехать ближе, и свой император кусками Италии владеет). Но вглядитесь при этом в картины Дюрера, которые не автопортреты: насколько они еще средневековы. Позже, по мере 16 века, идеальность и качество реализма, взятые у итал., будут нарастать. Но свой "акцент" останется.
Ну а французы -- все намного уже и малочисленней: просто королям хотелось красивого, см. школа Фонтенбло.
№26
https://www.instagram.com/p/CVX9A_hKHJt/
Наконец, самый-самый знаменитый период европейского искусства -- итальянское Высокое Возрождение. Время, когда жили и работали боги: Леонардо, Микеланджело, Рафаэль (они же -- черепашки-ниндзя). Все последующее искусство (до прихода импрессионистов) будет пытаться хоть как-то достичь этого уровня, а все последующие зрители (включая наших современников) будут считать его непревзойденным и совершенным.
Хронологические рамки, если грубо: 1-я пол. 15 века, если точнее: с 1490-х годов до 1527 года (император взял Рим). Эстетически вы отличите произведения этой эпохи по идеальной красоте, гармонии, совершенству, спокойствию. Отличие от предшествующей эпохи Раннего Возрождения: там люди с сомкнутыми губами, в намеренном молчании, тут они либо говорят, либо только что замолчали, видно по мимике. Еще отличия в телесности: в Ран. Возр. -- они девственны, целомудрены, в душе подростки. Тут расцветшие, взрослые, чувствуется здоровый сексапил, владение собственным телом и всеми его удовольствиями. Но без крайностей. Это важнейший девиз Выс. Возр.: тут нет крайностей, тут все точно в меру, тютелька в тютельку. Из Флоренции центр культуры перемещается в Рим.
Живопись в эту эпоху достигает такой красоты, что она очевидно божественна, даже когда изображает совершенно не Бога. Именно в эту эпоху закладывается культ художника, как жреца сакрального, жреца Искусства. Да и искусство перестает считаться ремеслом. Скульпторы постигли все достижения греков и римлян, и наконец превзошли их, за счет большей наблюдательности за природы, точности в эмоциях. Архитекторы также превзошли антиков, изучили новые конструкции и приспособили все к повседневной жизни нового времени. Из имен -- Браманте, равные ему будут лишь в следующем поколении.
№27
https://www.instagram.com/p/CVZg0NaqdNR/
Позднее Возрождение - последний период Ренессанса. Если грубо округлять, то это 2-я пол. 16 века, если точнее -- с 1530-х; в разных регионах Италии развитие шло с разной скоростью. Еще важно, что художники, которые жили долго, успевали пожить в разных этапах Возрождения, и в их творчестве это видно. Например, Тициан (1488/1490- 1576). Молодой он -- идеальный Высокий Ренессанс, старый -- мрачнейший поздний, предчувствие барокко.
По настроению -- это период затишья перед бурей. Эстетически всё -- еще на старых рельсах идеальной гармонии, идеальной формы, но душа уже полна беспокойства и сомнений. И это отражается в искусстве. Сначала просто колоритом и мимикой, затем сильнее -- и композиции становятся страньше и страньше, и человеческая поза, анатомия -- уже точно такими, каким в реальности быть не могут, реально мутанты. Тело уже не реалистично, оно превращается в орнамент. Возникает "маньеризм" -- так называют манеру самых аффектированных позднеренессансных художников, позднее они переродятся уже в барокко.
Это время -- болезненное, кризисное, своего рода Бель Эпок, Серебряный век Ренессанса. В скульптуре, правда, это заметно слабее, чем в живописи -- она больше привязана к реалистичному телу. В архитектуре эта вырвавшаяся наружу из-под маски спокойствия страсть, буйства, видна еще меньше, архитектура пока перерабатывает и даже улучшает уроки Высокого Возрождения (это эпоха Палладио, который повлиял и на сталинскую архитектуру). Впрочем, уже появляется та игра объемами, тенями, которая позже станет так важна для барочной архитектуры (см. Микеланджело как архитектор).
№28
https://www.instagram.com/p/CVhLEhFKlM9/
16-й век закончился, закончилось Возрождение. Начинается новая эпоха. Далее все будет усложняться и усложняться, убыстряться и убыстряться -- чем ближе к нашим дням, тем сильнее и быстрее. 17-м век, в принципе, я могла бы оставить на следующий раз, закончив нашу "тематическую неделю" на маньеризме, но мне наоборот, захотелось продлить ее и рассказать о новом столетии, пока вы держите в голове то, что было в 16-м.
Сейчас поймете почему. В 16-м в период Высокого Возрожд. доминирующей стала классика, спокойствие, идеальность. В Позднее Возрожд. - наоборот, беспокойство, буйство. Причем эти два потока накладывались кое-где друг на друга (в разницу географических центров распространения вдаваться не буду). В 17-м веке будет происходить то же самое, только более четко выражено: для буйных будет барокко, для хладнокровных - классицизм. И оба этих стиля при этом будут опираться на невероятно сильную школу живописи.
Сначала про классицизм. В конце 16 века в искусстве происходит прорыв: художники изобретают ВУЗ. Теперь они учатся рисовать не у мастера в мастерских, как подмастерье, а в классах, по учебной программе. Академий основывают массу, самая важная Болонская. Это ведет к некой унификации. Идеал, который насаживают - античный, классический. Кроме того, Франция постепенно становится гегемоном и поэтому начинает определять стиль живописи, а этой стране психологически в этот период более приятен рассудочный, холодный, выверенный стиль классицизма. Государственный, веский.
Черты классицизма: примат разума над сердцем, над эмоциями, выверенность, четкость композиции. Колорит чистый. Театральность жестов высокой трагедии. Иерархичность жанров, четкое понимание -- что важное, что второстепенное. Определенная каноничность схем. Лайфхак: складки тканей как будто высечены из мрамора, струятся вниз четко по законам земного тяготения. Свет - как в телестудии под прожекторами.
Классицизмов будет еще много. Мы сейчас говорим об условно первом, 17-го века.
№29
https://www.instagram.com/p/CVslGJvqHgy/
И мы заканчиваем нашу подзатянувшуюся неделю микроистории искусства рассказом о втором стилистическом направлении 17 века - барокко. Оно существовало параллельно с классицизмом, но было гораздо мощнее, и охватывало гораздо большее количество стран. Ключевой автор - Рубенс. Кроме того, в 17 веке творило огромное количество гениев, которых к барокко можно отнести условно, делая этому барокко комплимент: Рембрандт, Веласкес. И, конечно, Караваджо, который сам по себе отдельный стиль, со своими продолжателями.
Отличительные черты барокко -- этого усугубившегося маньеризма, приобретшего эмоциональность и взрослую, мощную силу: экспрессивность, эмоциональность, перепады светотени. В классицизме складки подчинялись законам тяготения, теперь же они парят от космических вихрей. Архитектура и скульптура подчиняются тем же законам эмоциональности, с большой охотой, чем в предыдущие эпохи, в смысле именно в этот период все жанры между собой максимально похожи и сразу узнаваемы. Такое, пожалуй, еще будет в модерн.
В 18-м веке параллельное существование классицизма и барокко продолжится, но эти стили будут уже другие по оттенкам настроения и искренности. Об этом в след. цикле периодизации.