Софья Багдасарова (shakko.ru) wrote,
Софья Багдасарова
shakko.ru

Categories:

Реставрация «Смолянок» Левицкого

"...Когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью..."

Мой любимый реставратор Русского музея опубликовал сообщение о том, как реставрировали цикл портретов, который уже в этом месяце можно будет увидеть на выставке в Историческом музее в Москве.

Автор: Евгений Солдатенков
Источник: https://www.facebook.com/evgenii.soldatenkov/posts/5037071546322641

Позавчера, семь портретов «Смолянок», написанных Дмитрием Левицким в период с 1772 по 1776 гг. были отправлены на выставку в Москву, в Государственный исторический музей. Там они проведут пять месяцев.

Кажется совсем недавно, всего каких-нибудь 11 лет назад, была завершена сложнейшая работа по их полной реставрации. Портретами занимались пять ведущих специалистов мастерской реставрации живописи Русского музея.



Как вы, наверное, знаете, картины посвящены ученицам Воспитательного общества благородных девиц при Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. У художника ушло на это 5 лет. Последние три портрета были завершены в 1776 году. Более 100 лет они находились в залах Большого Петергофского дворца. К сожалению, здание не отапливалось в зимний период. Условия, мягко говоря, не подходящие для хранения картин, написанных масляными красками на холсте.

Уже к 1888 году они «…пришли в самое жалкое состояние» и, спустя год было решено провести их реставрацию. Её выполнили знаменитые братья Сидоровы. Они почти по-хирургически удалили скальпелем авторские холсты, оставив только красочный слой, предварительно заклеенный бумагой. После чего подклеили к нему новые льняные полотна. Удалили пожелтевший лак и старые записи и сделали тонировки.

К сожалению, после реставрации картины снова вернулись в те же самые тяжёлые условия сырых залов дворца. Так продолжалось до лета 1917 года, когда, наконец, было принято историческое решение о переезде «Смолянок» в Русский музей. Вот как вспоминал этот день, 17 августа 1917 года, Пётр Нерадовский, в то время возглавлявший Художественный отдел Русского музея: «Все портреты смолянок висели в одной из гостиных <…> Когда картины сняли со стен, мы увидели, что холст влажный, а вся оборотная сторона полотен густо покрыта плесенью…». Добавим, что кроме плесени с лицевой стороны было угрожающее шелушение красочного слоя.

По прибытии в музей картины были срочно переданы на реставрацию и, только через несколько месяцев они смогли занять своё постоянное место в экспозиции.

Спустя почти 80 лет «Смолянкам» вновь потребовалась помощь реставраторов. В 2008 году на Реставрационном совете было принято историческое решение сделать полную реставрацию всей серии портретов с предварительным проведением комплекса технологических и химико-биологических исследований.

Пять реставраторов живописи Русского музея за три года выполнили эту уникальную работу. Прежде всего, они укрепили красочный слой, уложили кракелюр и жесткие изломы, дублировали переводные холсты на новые полотна. И, затем, самое важное, - послойно раскрыли авторскую живопись от многочисленных слоёв записей и старого лака. Проект был завершен в 2010 году грандиозной выставкой в корпусе Бенуа Русского музея, где были представлены не только семь портретов «Смолянок», но и другие произведения искусств, связанные с этой темой.

Зрители отмечали на шедеврах Левицкого появившуюся глубину пространства, новые тончайшие цветовые переходы и потрясающую яркость оттенков, мелкие детали, которые были ранее скрыты за многочисленными слоями записей и потемневшего лака.

Теперь это смогут увидеть и, надеюсь, оценить наши дорогие москвичи.



***
(в посте фб еще есть видео расчистки)

Tags: дамы прошлого, экспертиза и реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “экспертиза и реставрация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments