Первый выпуск был тут: Тамара Лемпицка и Серджент.
***
2-я серия 10-го сезона -- "Карты на стол", начинается с выставки в некоей лондонской галерее, принадлежащей демоническому мистеру Шайтана. Она обставлена произведениями современной (на тот момент -- 1930-е годы) скульптуры.
Стиль этот скульптур за прошедшие почти сто лет очень намозолил глаза. Я была уверена, что это Генри Мур, ну или хотя бы Жан Арп, такое типичное.
[ еще пара кадров с другими статуями]
Тут внимание на "женскую" статую с грудью позади миссис Оливер.
Но нет.
Это также не Альберто Виани, Анри Лоран и не Барбара Хэпуорт. Но все таки что-то оттуда, близкое к органической абстракции.
Может, новодел специально для фильма?
В общем, сдаюсь. Если кто узнал автора, пишите.
Любопытно, что в книге это была всего лишь выставка табакерок, но авторы сериала предпочли показать нам то, что выше на первом кадре, чтобы мы ощутили атмосферу тех лет. Что это не только ар-деко. Подобные скульптуры, на которые Пуаро смотрит с неудовольствием (они недостаточно симметричные) -- совсем не шокирующее новаторство. Начиная с 1910-х годов такого нереалистического делалось много.
Выставка в Берлине, 1930
***
В серии «После похорон» (3-я серия 10 сезона) ключевым предметом -- спойлер -- оказывается картина, о чем мы узнаем только в последних сценах.
Сюжет завязан на то, что владелица картины, профессиональная художница, не догадалась об авторстве, а ее хитрая компаньонка догадалась.
Это очевидно Рембрандт или кто-то из его школы.
Поднимите руку те, кто не видит, что это похоже на Рембрандта?
Любопытно, что по оригинальному тексту Агаты Кристи макгаффином была картина Вермеера:
Внезапно, словно подталкиваемая какой-то неведомой силой, мисс Джилкрист разразилась потоком слов:
— Я знала, что это Вермеер. Я сразу догадалась! Ей это и в голову не пришло! Вечно рассуждать о Рембрандтах, итальянских примитивистах и не разглядеть Вермеера под самым своим носом! Всегда разглагольствовать об искусстве, ничего в нем не смысля. Она, если хотите знать, всегда была дурой, каких мало.
С моей точки зрения, вариант с Вермеером был гораздо правильней. Дело в том, что малых голландцев -- очень много, и действительно, опознать в голландской сценке именно Вермеера, а не кого-то из его современников, работающих в той же стилистике, нужно иметь глаз.
С Рембрандтом же ситуация ровно наоборот. Если картина "похожа на Рембрандта", то совершенно не обязательно, что это он: в его манере писало огромное количество учеников и зависимых живописцев. В последние десятилетия идет очистка наследия Рембрандта от работ мастеров школы. Мне кажется, в 1953 году (когда написан роман Кристи), об этом уже вроде знали. Однако действие сериала происходит перед Второй мировой -- тогда вроде бы это не было настолько общеизвестным фактом.
И вот тут либо пасхалка от художников сериала, либо классное совпадение.
В качестве реквизита в фильме использовано воспроизведение реальной картины, находящейся с 1910 года в лондонской Национальной галерее.
Ее официальное название: A Study of an Elderly Man in a Cap
Вот только автор ее -- не Рембрандт!
Официальным автором указан "Imitator of Rembrandt". В музее об этом знают как минимум, с 1974 года, возможно, после расчистки 1952 года,
Лабораторный анализ показал, что это не какой-либо подражатель манере Рембрандта, а намеренная подделка. Картина действительно была создана в 17 веке, и неизвестный автор сразу же нанес на нее фальшивую подпись Рембрандта, для лучшей продажи.
Так что цена этой картины три копейки в базарный день, и если это пасхалка создателей сериала, то это дополнительный смысл, показывающий, что убийство совершенно вообще ради бессмысленной цели. Так-то компаньонка надеется на сумму в 5 тыс. фунтов: за эту сумму другого Рембрандта продали в Лондоне "недавно". Это по тексту книги, но никаких громких продаж "вермееров", которые бы могли вдохновить Кристи на эту деталь, я не нашла навскидку.
Почему в сериале заменили Вермеера на Рембрандта? Думаю, из-за визуалки. Это в тексте можно бросить, "о, найден Вермеер!", а в кино надо что-то показать. А их всего около сорока штук, и местоположение каждого хорошо известно (в Великобритании всего 4 штуки). Известная вещь бы "свистела", выглядела неправдоподобно. А "рембрандтов" сотни, можно поставить какого-нибудь непримелькавшегося. Ну и по авторским правам с родной Национальной галереей проще договориться.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ