Реэкспозиция залов ГМИИ с постоянной экспозицией, которая открылась в выбеленных залах пару недель назад, как и ожидалась, была только цветочками. Ягодки ждут нас впереди, и новая выставка Жана-Юбера Мартена -- только первая из них. На то, что зрителям предлагают нечто непривычное, сразу настраивает первый экспонат, встречающий нас при входе в белый зал.
Если я не напутала с этикетажом, то это гигантская маска для ритуальных танцев папуасов Новой Гвинеи. Она похожа на какое-то гигантское насекомое.
Но при этом большинство экспонатов -- это вполне классические предметы из постоянной экспозиции и фондов того же ГМИИ. Еще какую-то небольшую долю предоставили другие российские музеи, также несколько вещей прислали иностранные коллекции и предоставили частные коллекционеры.
Вся выставка построена на приеме сопоставления произведений искусства из совершенно разных эпох и техник, в которых зрителю предлагается найти самые неожиданные рифмы.
Весь проект -- абсолютно не про новые знания, он про новые эмоции и ощущения. Здесь, например, сопоставляется чучело птицы и существо из ада.
Ради выставки от постоянной экспозиции освободили почти весь второй этаж. Нетронутыми остались только римляне, Средневековье, Ренессанс и Микеланджело.
В Греческом зале и в эллинизме тоже развернулась выставка. Войдя в Греческий зал обернитесь и поднимите голову: на давно привычных слепках фронтона храма Афины на о. Эгина в рамках выставки на 3 статуях сделали подсветку-реконструкцию того, как на самом деле были раскрашены эти статуи. Она мигает и исчезает, потом снова появляется, надо ловить момент.
Необходимо помнить, что это не какая-нибудь просто выставка интересных предметов, а сугубо авторский проект очень важной персоны в современном мире искусства. Куратор Жан-Юбер Мартен, собравший эту выставку -- это 77-летний гуру. За последние десятилетия он сделал множество выставочных проектов по всему миру, которые сперва (давно) шокировали просвещенную публику, а сейчас уже стали эталонной классикой современного кураторства. В общем-то, несмотря на то, что экспонаты "классичны", к проекту можно относиться как к выставке "современного искусства", тогда привыкший к классическим музеям современный зритель не будет так шокирован неожиданностями и даже кощунствами (музейными).
Выставка поделена на 13 залов. У каждого свое название, например "От потаенного образа к двойному", "За наблюдателем наблюдают", "От складки к геометрии". Стандартный прием Мартена -- полное отсутствие этикетажа, экспликаций. Зрителю не нужны, по его задумке, факты, только чувствования. В залах присутствуют только их названия. Под экспонатами, правда, есть номерки, и если вы такой зануда и желаете знать автора, дату и прочую скукотищу, то можете этим воспользоваться. Для этого есть несколько путей (зануды! тут внимательно, это важно!): во-первых, при входе обещают давать бумажную брошюрку с перечнем экспонатов. Во-вторых, на сайте выставки можно скачать ее же в виде пдф (внизу поста дам ссылку). В-третьих, на стенах есть qr-коды с той же информацией.
Этот зал называется "От возлюбленной к колдунье", он посвящен женщине, любви, и несмотря на то, что далее там будет вся старинная объективация женщин с помощью наготы старых мастеров, начинается все с современной работы знаковой арт-группировки Guerrilla Girls, которая, собственно, напоминает нам о том, что сие неполиткорректно и плохо.
Другая "фишка" Мартена, известная всем его поклонникам: это самое уже упоминавшееся сопоставление, казалось бы, несопоставимого, но имеющего некую общую ассоциацию, которую нам предлагается угадать и ею насладиться. Вот здесь "Омфала и Геракл" Буше и объект современного искусства работы Тео Мерсье в виде морской раковины. В этом же зале с геракловским поцелуем рифмуется "Поцелуй" Пикассо.
Старые мастера из собрания Пушкинского музея активно разбавлены японской графикой, а также восточными штуками из иных стран, предоставленных Музеем Востока. Много чучел животных, как же теперь в актуальном проекте без них. Вообще, те, кто любит современное искусство, а также бывал на иностранных выставках, где подобным же сюрреалистичным способом представлены "скучные старые мастера", хорошо знаком с этой стилистикой выставок, и от этого проекта в восторге. А вот консервативные посетители московских музеев, возможно, будут фраппированы.
Выставка программно игнорирует хронологию и разделения по региональным школам, предлагая посетителям "игру".
Добавлено несколько (совсем немного) произведений современного искусства, буквально, только чтобы подчеркнуть то, что и до н.э., и в 21 веке человеки мыслят одними и теми же формами. Первоначальное название проекта, кстати, было "Древние украли все наши идеи", но в итоге его назвали строчкой из Пушкина.
Зал "От яблока к земному шару" понравился мне больше всего.
Даже наверно проще воспринимать проект как 13 отдельных выставок, у каждой из которых есть одна ключевая тема.
Здесь под потолком висит реконструкция сферы Родченко, а за кадром -- два его отличных масла из частной коллекции. Золотое же -- это небесная сфера 17 века из Музеев Кремля.
Японский макак, держащий в руках яблоко, предоставлен Дарвиновским музеем.
Вообще, почаще задирайте голову повыше, прогуливаясь по этой выставке, вас ждут сюрпризы.
Примитивизм 5-го века до н.э. сопоставляется с примитивизмом, изобретенным Гончаровой.
А вот здесь сопоставления предметов, более близких к друг другу хронологически.
Кстати, реэкспозицию на первом этаже давеча упрекали, что из нее исчезли многие ключевые шедевры ГМИИ, типа того же Буше, леонардески Больтраффио, и проч. Большинство из них, как я и ожидала, нашлись на этой выставке (а вот Эль Греко -- нет...). Также достаточно много вещей достали из фондов, потом они снова надолго исчезнут из нашего поля зрения.
Иванов прибыл из ГТГ, а статуэтки народа йоруба -- из Галереи Люка Раттона, Париж.
Некоторые "рифмы", на мой взгляд, уж слишком надуманы, и сделаны только ради "шутки", чтобы огорошить посетителя.
Этот снимок у меня получился не очень, но ставлю его вам, чтобы показать чучело теленка с двумя головами и двумя хвостами из Дарвиновского музея. Насколько я помню, это какой-то очень знаковый и древний артефакт. (Срифмованный тут с Моне...)
Выставка огромная, внимательное рассматривание требует безумно много времени. Давно я настолько не задерживалась в музеях. Если соберетесь, не забудьте нормально поесть! Я вот оголодала, пока бродила, и страдала.
Это мы прошли половину выставки. Дальше фото будет меньше, так как я подустала уже.
Чем дальше, тем сильней повышается градус приемов современного искусства и растет количество экспонатов из новейшего времени.
1) Франс Снейдерс (1579–1657) Мясная лавка 1630-е
2) Art Orienté Objet (Марион Лаваль-Жанте и Бенуа Манжен) Rabbits (Were Used to Prove...) (Кролики (использовались для доказательства...). 1999 Вскрытый лабораторный кролик, органы, связанные из шерсти клонированной овцы Долли; предложения, написанные на стене, взяты из «Журнала американской медицины» и описывают использование животных при создании лекарственных средств; размеры варьируются. Собрание авторов
Впрочем, многие произведения традиционного искусства аборигенов тоже похожи на совриск и также щекочут нервы в сопоставлении с классиками.
Женская головка Буше и боевой шлем какой-то аляскинской народности из Кунсткамеры.
Один из проходов вдоль лестницы посвящен теме пейзажа, который может быть абсолютно любым. Здесь в одном кадре совмещены китайский свиток, Курбе, лежащая "зеленая полоса" Куинджи из ГТГ и немухинское ч/б.
А вот здесь сопоставляется древнеегипетская пелена и Лазарь на иконе. А что их соопоставлять, вообще-то это не совпадение, а причина и следствие.
Кубизм Жоржа Брака рядом с православной иконой. В экспозиции представлено еще несколько икон и, на мой взгляд, прекрасно видно (не благодаря этому сопоставлению, а просто видно), насколько же совершеннен геометрический язык русской иконы.
Еще один зал, который мне понравился, называется "От «Черного квадрата» к ташизму. Две школы".
"Черного квадрата" Малевича там нет, а вот "Битва негров в пещере глубокой ночью" Альфонса Алле представлена.
В витринах там оч. интересная графика и книжные издания, читайте названия в брошюре.
Например, там есть Гюстав Доре. «Истоки русской истории теряются во тьме древности...» Титульный лист книги «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси по трудам авторов хроник и историков: Нестора, Никона, Сильвестра, Карамзина, Сегюра и других» Париж, 1854.
Все-таки негуманно заставлять такие редкости оценивать интуитивно, без дополнительной информации.
Это серебряный череп Эрика Нуссбикера (2017). В экспозиции "Пять чувств" он отвечает за слух, потому что его можно раскачивать, и тогда он со свистом рассекает воздух. На пресс-показе, по крайней мере, это делали, не знаю, как процедура будет обставлена в обычные дни.
Зал "От фигурных скал к абстрактной скульптуре". Из современных авторов: Илья Кабаков, Ханс Арп, Тони Крэгг, Бертран Лавье, Жан Шовен.
Наконец, последний зал эллинизма, слепки которого сдвинули к стенам и загородили белыми стендами. Он посвящен теме оргий, пьянства и разврата. Тоже одна из ключевых, вечных тем мирового искусства.
Лингам 6-7 века из Камбоджи. Тоже из собрания ГМИИ, если в брошюре не напутали.
Если кто из вас, любимые читатели, соберется на выставку, не могли бы вы мне черкнуть сюда пару строчек своих впечатлений потом? Или у себя на странице, только как-то затэгать меня, кинуть ссылку в комментарии, пожалуйста (в личные сообщения не надо, я их не читаю почти). Буду очень благодарна, интересны впечатления.
***
Сайт выставки, на нем могут быть всякие полезные обновления
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/martin/index.php?lang=ru
Ссылка для скачивания пдф с брошюрой со списком экспонатов
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2021/exhibitions/martin/17548_file_2.pdf
если она не открывается, или там отсутствует файл, это значит, что музей перезалил ее. Поищите новую ссылку на скачку на сайте выставки, приведенном мною выше.
Билеты на сеансы, покупка онлайн
https://tickets.pushkinmuseum.art/ru/#id=443
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →