Переписка Дюма-мл. в 2018 году доказала, что для картины позировала Constance Quéniaux.
После смерти турка коллекция была распродана, картина потерялась. Пока в 1889 году брат Гонкур нашел в одной антикварной лавочке пейзаж, позади которого, как он с удивлением обнаружил, была спрятана неприличная картина Курбе.
Как же прятали эту картину и сколько раз?
Из описания Гонкура известно, что пейзаж тоже был кисти Курбе и изображал зимную сценку.
Пишут, что это замок Блонай (Le château de Blonay),
Речь идет об картине Курбе, которая находится сейчас в Музее изобразительных искусств Будапешта. Ее размеры 50 х 60 см, а нецензурная работа меньше -- 46 × 55 см. Помимо совпадения названия, это подверждается локацией в Будапеште. Известно, что в 1910 году два новых владельца -- Херцог и Хатвани, увезли "Происхождение мира" именно туда, где оно, по официальным данным, потерялось в конце Второй мировой войны. Очевидно, именно тогда картины разделили и поделили между двумя владельцами.
В будапештский музей пейзаж попал из коллекции Мора Липота Херцога 1959 году. "Происхождение мира" всплыло на рынке раньше, в 1955 году, его увез из Будапешта Ференц де Хатвани и позже продал.
Следующий владелец, известный психоаналитик Жак Лакан, попросил своего свояка, авангардиста Андре Массона нарисовать обманку-прикрытие. И это опять оказался пейзаж! Интересно, знал ли Лакан о предыдущем, из сообщения Гонкура? Вполне мог, наверное.
Формы пейзажа Массона полностью повторяли контуры картины Курбе, но незнакомый со скандальным полотном вряд ли мог об этом догадаться.
André Masson, Cache pour L’Origine du monde de Gustave Courbet, 1955.
[ Картина Курбе целиком, вдруг кто не помнит]
Официальное название работы Массона -- Terre érotique.
Позже он сделал еще несколько графических работ с этим названием, разрабатывая тему неприличных пейзажей (желающие могут загуглить terre erotique masson и, гхм, насладиться).
***
Почти всю 2-ю половину ХХ века "Происхождение мира" так и висело спрятанным, а публично считалось утраченным. О нем ходили только слухи. Долгое время ее описывали только два текста: один Максим Дюкам опубликовал в 1877 году, а другой -- Эдмона де Гонкура несколько лет спустя.
Доктор Лакан показывал ее лишь своим друзьям. Она висела в загородном Лакана в Гитранкуре.
Внезапно в 1967 году картина репродуцируется в книге доктора Цванга «Пол женщины» (до этого никто даже не знал и как она выглядит, только по текстам знали, что это нецензурно). Уникальная фотография анонимного фотографа затем продолжает репродуцироваться с противоречивой информацией о ее местонахождении то ли в Париже, то ли в Будапеште.
В 1981 году Лакан умер. Наконец, в 1982 году один французский актер рассказал по телевидению, что видел "Происхождение мира" у Лакана, спрятанным за пейзажем Массона.
После смерти Лакана картина Курбе досталась его вдове Сильвии (кстати, ее первым мужем был Батай). Сильвия умерла в 1995 году, и только тогда "Происхождение мира" от ее наследников в счет уплаты налогов попало в Орсе. В государственном музее оно, наконец-то, больше не нуждается в прикрытии. Музеи не так стыдливы, как частные коллекционеры, которым надо как-то жить с такими произведениями в собственном доме.
Репродукция пейзажа Массона взята мною из Musée Gustave Courbet, Ornans, но я не уверена, что картина находится там на постоянной основе, а не была на какой-то временной выставке.
UPD: да, вот этот кадр 2018 года сделан в на выставке, посвященной Фрейду, Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme. Впрочем, раз институт Курбе продает такие смешные открытки, мб. он действительно владеет оригиналом?
Если честно, лично мне вся эта история с прятыванием и перепрятыванием картины Курбе гораздо интересней, чем она сама.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →