Космические пейзажи Земли: картины Константина Богаевского
Сегодня хочу показать вам пейзажи художника Серебряного века, который позабыт обычной публикой. Хотя то, как он умел творить фантастику из повседневной жизни, мне кажется, заслуживает восхищения.

Константин Богаевский родился в 1872 году в крымской Феодосии и погиб в 1943 году при авианалете там же. Родные скалы были основной темой его живописи, и при всей реалистичности их изображения, узнаваемости конкретных пейзажей, он умел придать им какую-то особую атмосферу ирреальности.
Корабли. Вечернее солнце. 1912. ГРМ

Родившись в Крыму и имея художественные способности юный Богаевский не мог не попасть в мастерскую Айвазовского. Но там не сложилось: и ваши глаза подскажут вам, в чем были противоречия. А вот в петербургской Академии художеств Богаевский оказался под крылом Куинджи, и вот это уже было крайне удачно -- они оба умели чувствовать свет и ночь.

Закончив обучение, молодой художник путешествовал по Европе. В Италии особенное впечатление на него произвели работы художников Раннего Возрождения. Он смотрел, что они делали с пейзажем, совершенно пренебрегая Мадоннами и Христами на первом плане.
Москвичи вероятно обращали внимание на этот пейзаж в Третьяковской галерее. Это единственная работа Богаевского, которая там выставляется, и она совершено не создает о нем верного впечатления, хотя и намекает на гораздо большее.
Воспоминания о Мантенье. 1910

У него еще много картин в таком духе. Впечатлен он был и Альтдорфером -- немецким художником Возрождения.
Итальянский пейзаж. 1911

Поэт Максимилиан Волошин, ставший его ближайшим соседом по крымскому берегу, писал о нем: "Богаевский первый стал писать Лицо Земли. В картинах его проступает ветхий лик земли, подобно трагической маске, застывший в порыве горького пафоса". Сам Волошин тоже ведь стал писать крымские пейзажи, но такого пафоса в хорошем смысле этого слова ему в них достигнуть не удасться.
Старый Крым. 1903

Старая крепость, 1902

Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908

Одним из рецептов волшебства Богаевского было умение по-особенному показывать небо, облака.

Он умел видеть лучи света и не боялся их изображать материальными.
Пальмы. 1908

Порт, 1932

Иногда это солнце прямо-таки телесно, как у Ван Гога. У нас так, кажется, никто не делал.
Солнце, 1906


Индустриальное получалось у Богаевским футуристичным: вот какая-то стройка на Днепре.

Нефтяные промыслы, 1931

Ключевым мотивом, впрочем, для Богаевского остаются родные горы, которые он научился видеть сквозь фильтры ренессансного сюрреализма.
1940

1911

Другой пейзажист, ученик Куинджи -- Николай Рерих, тоже залипнет на горы, но у него они всегда будут уж слишком однообразными, слишком похожими на театральные декорации, поскольку Рерих много работал в театре в молодости. У Богаевского -- не так, его долины материальны и портретны, не раскрашены валиком с краской.
1908

Последние лучи солнца

Богаевского причисляют к "киммерийской школе живописи", так как Киммерия -- это древнее название этих краев. Жалко, что Р. Говард никогда не видел Киммерии Богаевского, ему было бы приятно узреть страну своего Конана, дикий вид которой изеально подходил к этому скитающемуся варвару.
Киммерийская область, 1910

Пустыня. Сказка. 1903

Биография Богаевского в википедии
Понравился художник?

Константин Богаевский родился в 1872 году в крымской Феодосии и погиб в 1943 году при авианалете там же. Родные скалы были основной темой его живописи, и при всей реалистичности их изображения, узнаваемости конкретных пейзажей, он умел придать им какую-то особую атмосферу ирреальности.
Корабли. Вечернее солнце. 1912. ГРМ

Родившись в Крыму и имея художественные способности юный Богаевский не мог не попасть в мастерскую Айвазовского. Но там не сложилось: и ваши глаза подскажут вам, в чем были противоречия. А вот в петербургской Академии художеств Богаевский оказался под крылом Куинджи, и вот это уже было крайне удачно -- они оба умели чувствовать свет и ночь.

Закончив обучение, молодой художник путешествовал по Европе. В Италии особенное впечатление на него произвели работы художников Раннего Возрождения. Он смотрел, что они делали с пейзажем, совершенно пренебрегая Мадоннами и Христами на первом плане.
Москвичи вероятно обращали внимание на этот пейзаж в Третьяковской галерее. Это единственная работа Богаевского, которая там выставляется, и она совершено не создает о нем верного впечатления, хотя и намекает на гораздо большее.
Воспоминания о Мантенье. 1910

У него еще много картин в таком духе. Впечатлен он был и Альтдорфером -- немецким художником Возрождения.
Итальянский пейзаж. 1911

Поэт Максимилиан Волошин, ставший его ближайшим соседом по крымскому берегу, писал о нем: "Богаевский первый стал писать Лицо Земли. В картинах его проступает ветхий лик земли, подобно трагической маске, застывший в порыве горького пафоса". Сам Волошин тоже ведь стал писать крымские пейзажи, но такого пафоса в хорошем смысле этого слова ему в них достигнуть не удасться.
Старый Крым. 1903

Старая крепость, 1902

Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908

Одним из рецептов волшебства Богаевского было умение по-особенному показывать небо, облака.

Он умел видеть лучи света и не боялся их изображать материальными.
Пальмы. 1908

Порт, 1932

Иногда это солнце прямо-таки телесно, как у Ван Гога. У нас так, кажется, никто не делал.
Солнце, 1906


Индустриальное получалось у Богаевским футуристичным: вот какая-то стройка на Днепре.

Нефтяные промыслы, 1931

Ключевым мотивом, впрочем, для Богаевского остаются родные горы, которые он научился видеть сквозь фильтры ренессансного сюрреализма.
1940

1911

Другой пейзажист, ученик Куинджи -- Николай Рерих, тоже залипнет на горы, но у него они всегда будут уж слишком однообразными, слишком похожими на театральные декорации, поскольку Рерих много работал в театре в молодости. У Богаевского -- не так, его долины материальны и портретны, не раскрашены валиком с краской.
1908

Последние лучи солнца

Богаевского причисляют к "киммерийской школе живописи", так как Киммерия -- это древнее название этих краев. Жалко, что Р. Говард никогда не видел Киммерии Богаевского, ему было бы приятно узреть страну своего Конана, дикий вид которой изеально подходил к этому скитающемуся варвару.
Киммерийская область, 1910

Пустыня. Сказка. 1903

Биография Богаевского в википедии
Понравился художник?