Константин Богаевский родился в 1872 году в крымской Феодосии и погиб в 1943 году при авианалете там же. Родные скалы были основной темой его живописи, и при всей реалистичности их изображения, узнаваемости конкретных пейзажей, он умел придать им какую-то особую атмосферу ирреальности.
Корабли. Вечернее солнце. 1912. ГРМ
Родившись в Крыму и имея художественные способности юный Богаевский не мог не попасть в мастерскую Айвазовского. Но там не сложилось: и ваши глаза подскажут вам, в чем были противоречия. А вот в петербургской Академии художеств Богаевский оказался под крылом Куинджи, и вот это уже было крайне удачно -- они оба умели чувствовать свет и ночь.
Закончив обучение, молодой художник путешествовал по Европе. В Италии особенное впечатление на него произвели работы художников Раннего Возрождения. Он смотрел, что они делали с пейзажем, совершенно пренебрегая Мадоннами и Христами на первом плане.
Москвичи вероятно обращали внимание на этот пейзаж в Третьяковской галерее. Это единственная работа Богаевского, которая там выставляется, и она совершено не создает о нем верного впечатления, хотя и намекает на гораздо большее.
Воспоминания о Мантенье. 1910
У него еще много картин в таком духе. Впечатлен он был и Альтдорфером -- немецким художником Возрождения.
Итальянский пейзаж. 1911
Поэт Максимилиан Волошин, ставший его ближайшим соседом по крымскому берегу, писал о нем: "Богаевский первый стал писать Лицо Земли. В картинах его проступает ветхий лик земли, подобно трагической маске, застывший в порыве горького пафоса". Сам Волошин тоже ведь стал писать крымские пейзажи, но такого пафоса в хорошем смысле этого слова ему в них достигнуть не удасться.
Старый Крым. 1903
Старая крепость, 1902
Пейзаж со скалами. Старый Крым. 1908
Одним из рецептов волшебства Богаевского было умение по-особенному показывать небо, облака.
Он умел видеть лучи света и не боялся их изображать материальными.
Пальмы. 1908
Порт, 1932
Иногда это солнце прямо-таки телесно, как у Ван Гога. У нас так, кажется, никто не делал.
Солнце, 1906
Индустриальное получалось у Богаевским футуристичным: вот какая-то стройка на Днепре.
Нефтяные промыслы, 1931
Ключевым мотивом, впрочем, для Богаевского остаются родные горы, которые он научился видеть сквозь фильтры ренессансного сюрреализма.
1940
1911
Другой пейзажист, ученик Куинджи -- Николай Рерих, тоже залипнет на горы, но у него они всегда будут уж слишком однообразными, слишком похожими на театральные декорации, поскольку Рерих много работал в театре в молодости. У Богаевского -- не так, его долины материальны и портретны, не раскрашены валиком с краской.
1908
Последние лучи солнца
Богаевского причисляют к "киммерийской школе живописи", так как Киммерия -- это древнее название этих краев. Жалко, что Р. Говард никогда не видел Киммерии Богаевского, ему было бы приятно узреть страну своего Конана, дикий вид которой изеально подходил к этому скитающемуся варвару.
Киммерийская область, 1910
Пустыня. Сказка. 1903
Биография Богаевского в википедии
Понравился художник?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →